ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Принципы русской орфографии и пунктуации» на уровне основного общего образования составлена на основе: • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; • Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статьи 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; • ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения РФ от31.05.2021 № 287,(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный N 64101), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. N 568 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 августа 2022 г., регистрационный N 69675) (далее – ФГОС ООО); • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО; • Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее - ФОП ООО) разработанной в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. N 993 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2022 г., регистрационный N 71764). • приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее – ФОП ООО); • Федеральной рабочей программы основного общего образования по предмету; • Рабочей программы воспитания МБОУСОШ №2 им.А.Г. Малышкина; • Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; • СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; • СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей, курсов внеурочной деятельности МБОУСОШ №2 им .А.Г.Малышкина. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ» «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он помогает более прочно и глубоко сформировать у учащихся орфографические и пунктуационные знания, умения и навыки. Курс необходим и актуален в связи с тем, что данный материал востребован на экзаменах в выпускных классах. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку, поэтому данный учебный предмет будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧБНОГО ПРЕДМЕТА ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ» «ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ Цели: • развитие интереса к русскому языку; • углубление и закрепление орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков на базе повторения грамматики; • формирование коммуникативной компетентности обучающихся. Задачи: • углубление и закрепление знаний учащихся по наиболее трудным вопросам русской орфографии и пунктуации (использование комплексного метода изучения отдельных тем); • закрепление умения обучающихся на практике применять и использовать орфографические и пунктуационные правила; повышение грамотности обучающихся. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИНЦИПЫ ПУНКТУАЦИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ • РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И Согласно учебному плану МБОУСОШ №2 им.А.Г.Малышкина. на предмет «Принципы русской орфографии и пунктуации» отводится 34 часа в 8 классе (1 час в неделю). II. СОДЕРЖАНИЕ УЧБНОГО ПРЕДМЕТА ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ» «ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ Принципы русской орфографии (18 часов) Принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, традиционный. Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая). Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня. Удвоенные согласные. Правописание о-ё после шипящих в корне слова. Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных. Гласные ы-и после ц в корне. Правописание непроверяемых гласных и согласных корня. Правописание чередующихся гласных в корне слова. Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-. Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости. Неизменяемые приставки, гласные и согласные в них. Правописание приставок на –з / -с. Написание ы в начале корня после приставок на согласный. Употребление приставок пре- и приПравописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных (закрепление темы). Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-). Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание суффиксов глаголов ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом – ва-. Правописание суффиксов причастий. Написание не с именами существительными, прилагательными и наречиями на О. Слитное и раздельное написание не с глаголами, деепричастиями, причастиями. Слитные и дефисные написания сложных имён существительных, имён прилагательных, наречий. Правописание предлогов и союзов. Итоговый тест по орфографии. Принципы русской пунктуации (16 часов) Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический, интонационный. Разделы русской пунктуации Предложения и его основные признаки. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения. Анализ текста. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Употребление тире в художественной речи (стилистические фигуры). Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами. Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения. Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями. Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с вводными словами. Стилистическое использование вводных предложений. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями Оформление на письме прямой речи и диалога. Цитирование. Пунктуационный анализ текста. Урок-практикум Промежуточная аттестация: тестирование Работа над ошибками. III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) Гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; • принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке; • готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; • готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; • готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности. 2) Патриотического воспитания: • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; • ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; • идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу. 3) Духовно-нравственного воспитания: • осознание духовных ценностей российского народа; • сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения; • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; • осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; • ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. 4) Эстетического воспитания: • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; • способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; • убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества; • готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку. 5) Физического воспитания: • сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; • потребность в деятельностью; физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. 6) Трудового воспитания: • готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; • готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка; • интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. 7) Экологического воспитания: • сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; • расширение опыта деятельности экологической направленности. 8) Ценности научного познания: • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: • самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; • саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому; • внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; • эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта. В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: • самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; • устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров; • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; • выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении; • разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; • вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям; • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку; • развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; • владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; • формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами; • ставить и формулировать собственные разнообразных жизненных ситуациях; • выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её задачи в образовательной деятельности и решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений; • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; • давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту; • уметь интегрировать знания из разных предметных областей; • уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия — в профессиональную среду; выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: • владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; • создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие); • оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и моральноэтическим нормам; • использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; • владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: • осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; • пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; • владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; • развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; • самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; • расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; • делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; • оценивать приобретённый опыт; • стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: • давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; • уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению; • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; • принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; • признавать своё право и право других на ошибку; • развивать способность видеть мир с позиции другого человека. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; • выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; • оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; • предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: • самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать всесторонне; • устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально- смысловых типов, жанров; • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных • • в наблюдении; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; • • вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку; • развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта. её Базовые исследовательские действия: • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; • владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; • формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами; • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях; • выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений; • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; • давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; • уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия – в профессиональную среду; • выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем. Работа с информацией: • владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; • создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие); • оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; • использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; • владеть навыками информационной безопасности. защиты личной информации, Коммуникативные универсальные учебные действия • осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; соблюдать требования • пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; • владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; • развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; • самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; • • расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; • • оценивать приобретённый опыт; стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. Самоконтроль, принятие себя и других: • давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; • уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; • • • принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; развивать способность видеть мир с позиции другого человека Совместная деятельность • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; • выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; 12 • оценивать качество своего вклада и вклада каждого результат по разработанным критериям; участника команды в общий • предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения курса обучающийся должен • различать виды пунктограмм и орфограмм; • находить орфограммы и пунктограммы в тексте; • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; • анализировать свои (классифицировать, группировать их); • употреблять слова разных частей речи в соответствии с разными типами и стилями речи в качестве языковых средств; • пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста. 13 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧУБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ» разделительного знака, как знака обозначения мягкости. 14 8 Неизменяемые приставки, гласные 1 и согласные в них. Правописание приставок на –з / -с. Написание ы в начале корня после приставок на согласный. Употребление приставок пре- и при- https://resh.edu.ru/subject/ lesson/1114/ 1, 2, 3, 4, 5 9 Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных (закрепление темы). Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, чик- (щик-). Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание суффиксов глаголов ова- (-ева-), -ыва- (ива), гласной перед ударным суффиксом –ва-. Правописание суффиксов причастий. Написание не с именами существительными, прилагательными и наречиями на О. Слитное и раздельное написание не с глаголами, деепричастиями, причастиями. Слитные и дефисные написания сложных имён существительных, имён прилагательных, наречий. 1 https://infourok.ru/urok-natemunapisanie-n-inn-v-polnih-ikratkihprilagatelnih-iprichastiyah1733130.html 1, 2, 3, 4, 5 1 https://b1.cooksy.ru/articles/pravopisani 1, 2, 3, e-slozhnyh-imensuschestvitelnyh-i4, 5 narechiy/ 17 Правописание предлогов и союзов. 1 https://urok.1sept.ru/articles/580439 18 Итоговый тест по орфографии. 1 10 11 12 13 14 15 16 1 1 https://resh.edu.ru/subject/ lesson/6971/main/ 1 1, 2, 3, 4, 5, 6 1, 2, 3, 4, 5 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/1032/ 1 https://nsportal.ru/shkola/russkiyyazyk/li 1,3, 4, brary/2015/11/28/ne-simenami5, sushchestvitelnymiprilagatelnymi-inarechiyami https://urok.1sept.ru/articles/504210 1, 2, 3, 4, 5 1 16 Раздел 2. Принципы русской пунктуации 19 Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический, интонационный. Разделы русской пунктуации 20 Предложения и его основные признаки. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения. Анализ текста. 1, 2, 3, 4 1, 2, 3, 4 1, 2, 3, 4, 5, 6 1 1 1 4,5,6,8 5,6,7 https://resh.edu.ru/ subject/lesson/3083/additional/ 1,3,6 15 21 Тире между подлежащим и 1 сказуемым. Тире в неполном предложении. Употребление тире в художественной речи (стилистические фигуры). 22 Знаки препинания при однородных 1 членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением предложений с однородными членами. https://resh.edu.ru /subject/lesson/2253/main/ 1, 2, 3, 4, 5 https://resh.edu.ru/subject/lesson/2250/ main/ 4,5,6,8 23 Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения. 24 Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения. 25 Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом. 26 Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом 27 Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями. 28 Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление ошибок, связанных с построением предложений с вводными словами. 29 Стилистическое использование вводных предложений. 30 Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями 31 Оформление на письме прямой речи и диалога. Цитирование. 32 Пунктуационный анализ текста. Урок-практикум 33 Промежуточная аттестация: тестирование 34 Работа над ошибками Всего https://resh.edu.ru/subject/lesson/1958/ main/ 1,5,7 1 1 1,3, 4, 5, 1 https://urok.1sept.ru/articles/646918 1, 2, 3, 4, 5 1, 2, 3, 4, 5 1 https://infourok.ru/urok-russkogoyazikana-temu-obosoblenniedopolneniyaklass-1208260.html https://resh.edu.ru/subject/lesson/1938/ main/ 1 1 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/3089/ main/ 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/2565/ main/ 1 1 1 34 1, 2, 3, 4 1, 2, 3, 4, 5, 6 1, 2, 3, 4, 5 4,5,6,8 1,3, 4, 5 1, 2, 3, 4, 5 4,5,6,8 1,3, 4, 5 16 Форма реализации воспитательного потенциала темы* 1 установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; 2 3 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; 4 применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; 5 организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; 6 инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 7 организация предметных образовательных событий (проведение предметных недель) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей, обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями; 17 8 проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, образовательное путешествие, мастер-классы, урок-исследование, педагогически мастерские, образовательные квесты и др.) и учебно-развлекательных мероприятий (турнир Знаний, викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.) 18