ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Принципы русской орфографии и пунктуации» на
уровне основного общего образования составлена на основе:
•
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
•
Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статьи 1 Федерального закона
«Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
•
ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения РФ
от31.05.2021 № 287,(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля
2021 г., регистрационный N 64101), с изменениями, внесенными приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. N 568 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 17 августа 2022 г., регистрационный N 69675) (далее – ФГОС
ООО);
•
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в ФГОС ООО;
•
Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее - ФОП
ООО) разработанной в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных
основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. N 993 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 22 декабря 2022 г., регистрационный N 71764).
•
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования» (далее – ФОП ООО);
•
Федеральной рабочей программы основного общего образования по предмету;
•
Рабочей программы воспитания МБОУСОШ №2 им.А.Г. Малышкина;
•
Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115«Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
•
СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного
санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
•
СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением
главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2
•
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей, курсов внеурочной
деятельности МБОУСОШ №2 им .А.Г.Малышкина.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ
ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации» в современной школе имеет
познавательно-практическую направленность, т. е. он помогает более прочно и глубоко
сформировать у учащихся орфографические и пунктуационные знания, умения и навыки. Курс
необходим и актуален в связи с тем, что данный материал востребован на экзаменах в выпускных
классах. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному
содержанию образования по русскому языку, поэтому данный учебный предмет будет
способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧБНОГО ПРЕДМЕТА
ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»
«ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ
Цели:
•
развитие интереса к русскому языку;
•
углубление и закрепление орфографических и пунктуационных знаний, умений и
навыков на базе повторения грамматики;
•
формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
Задачи:
•
углубление и закрепление знаний учащихся по наиболее трудным вопросам русской
орфографии и пунктуации (использование комплексного метода изучения отдельных тем);
•
закрепление умения обучающихся на практике применять и использовать
орфографические и пунктуационные правила; повышение грамотности обучающихся.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИНЦИПЫ
ПУНКТУАЦИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
•
РУССКОЙ
ОРФОГРАФИИ
И
Согласно учебному плану МБОУСОШ №2 им.А.Г.Малышкина.
на предмет «Принципы русской орфографии и пунктуации» отводится 34 часа в 8 классе (1
час в неделю).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧБНОГО ПРЕДМЕТА
ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»
«ПРИНЦИПЫ
РУССКОЙ
Принципы русской орфографии (18 часов)
Принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, традиционный. Образование
звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая).
Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании,
приставке, суффиксе.
Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке.
Правописание непроизносимых согласных корня. Удвоенные согласные.
Правописание о-ё после шипящих в корне слова. Написание о под ударением после шипящих в
окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных.
Гласные ы-и после ц в корне.
Правописание непроверяемых гласных и согласных корня. Правописание чередующихся гласных
в корне слова.
Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с
первой частью двух-, трёх-, четырёх-. Правописание Ь как разделительного знака, как знака
обозначения мягкости.
Неизменяемые приставки, гласные и согласные в них. Правописание приставок на –з / -с.
Написание ы в начале корня после приставок на согласный. Употребление приставок пре- и приПравописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён
прилагательных и причастий, в существительных
Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён
прилагательных и причастий, в существительных (закрепление темы).
Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).
Правописание
суффиксов имён прилагательных.
Правописание суффиксов глаголов ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом –
ва-.
Правописание суффиксов причастий.
Написание не с именами существительными, прилагательными и наречиями на О.
Слитное и раздельное написание не с глаголами, деепричастиями, причастиями.
Слитные и дефисные написания сложных имён существительных, имён прилагательных, наречий.
Правописание предлогов и союзов.
Итоговый тест по орфографии.
Принципы русской пунктуации (16 часов)
Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический, интонационный. Разделы русской
пунктуации
Предложения и его основные признаки. Выбор знака препинания с учетом особенностей
предложения. Анализ текста.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Употребление тире в
художественной речи (стилистические фигуры).
Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных
членах предложения. Анализ и исправление речевых ошибок, связанных с построением
предложений с однородными членами.
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и
несогласованные. Приложения.
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и
несогласованные. Приложения.
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом.
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Стилистическое использование вводных слов. Анализ и исправление ошибок, связанных с
построением предложений с вводными словами. Стилистическое использование вводных
предложений.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями Оформление
на письме прямой речи и диалога. Цитирование.
Пунктуационный анализ текста. Урок-практикум
Промежуточная аттестация: тестирование Работа
над ошибками.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества;
•
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
•
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
•
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации
по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
•
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
•
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
•
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) Патриотического воспитания:
•
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
•
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
•
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его
судьбу.
3) Духовно-нравственного воспитания:
•
осознание духовных ценностей российского народа;
•
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
•
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
•
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
•
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
4) Эстетического воспитания:
•
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда, общественных отношений;
•
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
•
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;
•
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку.
5) Физического воспитания:
•
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему
здоровью;
•
потребность в
деятельностью;
физическом
совершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью.
6) Трудового воспитания:
•
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
•
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность,
в том числе в процессе изучения русского языка;
•
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности
филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии
и реализовывать собственные жизненные планы;
•
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
7) Экологического воспитания:
•
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
•
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
•
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
•
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) Ценности научного познания:
•
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
•
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
•
осознание
ценности
научной
деятельности,
готовность
осуществлять
учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально
и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по
русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
•
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть
направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
•
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё
поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям,
быть открытым новому;
•
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
•
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное
состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного
речевого и читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
•
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
•
устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и
обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных
функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;
•
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
•
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
•
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
•
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
•
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку;
•
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного
речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
•
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в
контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
•
владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому
языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в
том числе при создании учебных и социальных проектов;
•
формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической,
терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
•
ставить и формулировать собственные
разнообразных жизненных ситуациях;
•
выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её
задачи
в
образовательной
деятельности
и
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
•
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
•
давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
•
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
•
уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и
способы действия — в профессиональную среду;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения
проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
•
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
•
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация,
таблица, схема и другие);
•
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
•
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
•
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной
безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
•
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
•
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
•
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;
•
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить
высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
•
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
•
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
•
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
•
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты
выбора;
•
оценивать приобретённый опыт;
•
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания;
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других
как части регулятивных универсальных учебных действий:
•
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного решения;
•
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
•
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
•
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
•
признавать своё право и право других на ошибку;
•
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
•
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
•
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей
каждого члена коллектива;
•
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их
достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
•
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
•
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия Базовые
логические действия:
•
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать
всесторонне;
•
устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и
обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных
функциональных разновидностей языка, функционально- смысловых типов, жанров;
•
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять
закономерности и противоречия языковых явлений, данных
•
•
в наблюдении;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
•
•
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому
языку;
•
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного
речевого и читательского опыта.
её
Базовые исследовательские действия:
•
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в
контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
•
владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по
русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
•
формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической,
терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
•
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
разнообразных жизненных ситуациях;
•
выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии
её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
•
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
•
давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту; уметь интегрировать знания
из разных предметных областей;
•
уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные
средства и способы действия – в профессиональную среду;
•
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы
решения проблем.
Работа с информацией:
•
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
•
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация,
таблица, схема и другие);
•
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
•
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
•
владеть
навыками
информационной
безопасности.
защиты
личной
информации,
Коммуникативные универсальные учебные действия
•
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
соблюдать
требования
•
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
•
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести
диалог;
•
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение,
строить высказывание.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
•
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
•
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
•
•
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;
•
•
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других:
•
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
•
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения;
•
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению; принимать
себя, понимая свои недостатки и достоинства;
•
•
•
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека
Совместная деятельность
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
• выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
• принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия
по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы;
12
• оценивать качество своего вклада и вклада каждого
результат по разработанным критериям;
участника команды в общий
• предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть
инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса обучающийся должен
•
различать виды пунктограмм и орфограмм;
•
находить орфограммы и пунктограммы в тексте;
•
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
•
анализировать свои (классифицировать, группировать их);
•
употреблять слова разных частей речи в соответствии с разными типами и
стилями речи
в качестве языковых средств;
•
пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев
текста.
13
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧУБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИНЦИПЫ
РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»
разделительного знака, как знака
обозначения мягкости.
14
8
Неизменяемые приставки, гласные 1
и согласные в них. Правописание
приставок на –з / -с. Написание ы в
начале корня после приставок на
согласный. Употребление приставок
пре- и при-
https://resh.edu.ru/subject/ lesson/1114/
1, 2, 3,
4, 5
9
Правописание н и нн в полных
формах имён прилагательных и
причастий, в кратких формах имён
прилагательных и причастий, в
существительных
Правописание н и нн в полных
формах имён прилагательных и
причастий, в кратких формах имён
прилагательных и причастий, в
существительных (закрепление
темы).
Правописание суффиксов имён
существительных: -ек-, -ик-, чик- (щик-). Правописание
суффиксов
имён
прилагательных.
Правописание суффиксов
глаголов ова- (-ева-), -ыва- (ива), гласной перед ударным
суффиксом –ва-.
Правописание суффиксов
причастий.
Написание
не
с
именами
существительными,
прилагательными и наречиями на
О.
Слитное и раздельное написание
не с глаголами, деепричастиями,
причастиями.
Слитные и дефисные написания
сложных имён существительных,
имён прилагательных, наречий.
1
https://infourok.ru/urok-natemunapisanie-n-inn-v-polnih-ikratkihprilagatelnih-iprichastiyah1733130.html
1, 2, 3,
4, 5
1
https://b1.cooksy.ru/articles/pravopisani 1, 2, 3,
e-slozhnyh-imensuschestvitelnyh-i4, 5
narechiy/
17 Правописание предлогов и союзов.
1
https://urok.1sept.ru/articles/580439
18 Итоговый тест по орфографии.
1
10
11
12
13
14
15
16
1
1
https://resh.edu.ru/subject/
lesson/6971/main/
1
1, 2, 3,
4, 5, 6
1, 2, 3,
4, 5
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1032/
1
https://nsportal.ru/shkola/russkiyyazyk/li 1,3, 4,
brary/2015/11/28/ne-simenami5,
sushchestvitelnymiprilagatelnymi-inarechiyami
https://urok.1sept.ru/articles/504210
1, 2, 3,
4, 5
1
16
Раздел 2. Принципы русской
пунктуации
19 Принципы русской пунктуации:
смысловой,
грамматический,
интонационный. Разделы русской
пунктуации
20 Предложения и его основные
признаки.
Выбор
знака
препинания
с
учетом
особенностей предложения.
Анализ текста.
1, 2, 3,
4
1, 2, 3,
4
1, 2, 3,
4, 5, 6
1
1
1
4,5,6,8
5,6,7
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/3083/additional/
1,3,6
15
21 Тире между подлежащим и
1
сказуемым. Тире в неполном
предложении. Употребление
тире в художественной речи
(стилистические фигуры).
22 Знаки препинания при однородных 1
членах предложения. Обобщающие
слова при однородных членах
предложения. Анализ и исправление
речевых ошибок, связанных с
построением предложений с
однородными членами.
https://resh.edu.ru
/subject/lesson/2253/main/
1, 2, 3,
4, 5
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2250/
main/
4,5,6,8
23 Обособленные
определения
распространенные
и
нераспространенные,
согласованные
и
несогласованные. Приложения.
24 Обособленные
определения
распространенные
и
нераспространенные,
согласованные
и
несогласованные. Приложения.
25 Обособление
обстоятельств,
выраженных деепричастием и
деепричастным оборотом.
26 Обособление
обстоятельств,
выраженных деепричастием и
деепричастным оборотом
27 Смысловая
и
интонационная
характеристика предложений с
обособленными дополнениями.
28 Стилистическое
использование
вводных
слов.
Анализ
и
исправление ошибок, связанных с
построением
предложений
с
вводными словами.
29 Стилистическое
использование
вводных предложений.
30 Интонационные и пунктуационные
особенности предложений с
обращениями
31 Оформление на письме прямой речи
и диалога. Цитирование.
32 Пунктуационный анализ текста.
Урок-практикум
33 Промежуточная аттестация:
тестирование
34 Работа над ошибками
Всего
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1958/
main/
1,5,7
1
1
1,3, 4,
5,
1
https://urok.1sept.ru/articles/646918
1, 2, 3,
4, 5
1, 2, 3,
4, 5
1
https://infourok.ru/urok-russkogoyazikana-temu-obosoblenniedopolneniyaklass-1208260.html
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1938/
main/
1
1
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3089/
main/
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2565/
main/
1
1
1
34
1, 2, 3,
4
1, 2, 3,
4, 5, 6
1, 2, 3,
4, 5
4,5,6,8
1,3, 4, 5
1, 2, 3,
4, 5
4,5,6,8
1,3, 4, 5
16
Форма реализации воспитательного потенциала темы*
1
установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
2
3
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся
к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
4
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися; включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
5
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
6
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
7
организация предметных образовательных событий (проведение предметных недель) для
обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности,
инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих
способностей, обучающихся с разными образовательными потребностями и
индивидуальными возможностями;
17
8
проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая
игра, образовательное путешествие, мастер-классы, урок-исследование, педагогически
мастерские, образовательные квесты и др.) и учебно-развлекательных мероприятий
(турнир Знаний, викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков,
экскурсия и др.)
18