Рабочая программа учебного курса «Теория и практика написания сочинения» для обучающихся 10 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №2 им. А.Г. Малышкина р.п. Мокшан Пензенской
области
МБОУ СОШ №2 им. А. Г. Малышкина р.п. Мокшан

РАССМОТРЕНА
на заседании
педагогического совета
МБОУ СОШ №2 им. А.Г.
Малышкина р.п.Мокшан
Протокол № 1 от
«28» августа 2023 г

СОГЛАСОВАНА
МО учителей
русского языка и литературы
Протокол № 1 от
«28 » августа 2023 г.
Руководитель МО
Медведева Е.В.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ
№ 2 им. А.Г.Малыщкина
р.п.Мокшан
Богомазов А.И
Приказ № 23-О
от «30» 08. 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Теория
и
практика
написания
сочинений» для среднего общего образования
срок освоения программы:
2 года (10-11 классы)

Составитель(и):
учитель Медведева Е.В

Мокшан, 2023

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по элективному курсу «Теория и практика написания
сочинений» на уровне среднего общего образования составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ;
Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статьи 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (далее – ФГОС ООО третьего поколения);
Приказа Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 №413»
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228)
Требований к результатам освоения основной образовательной программы
среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО;
Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее ФОП СОО) разработанной в соответствии с Порядком разработки и утверждения
федеральных основных общеобразовательных программ;
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования» (далее
– ФОП СОО);
Федеральной рабочей программы среднего общего образования по предмету;
Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 2 им. А.Г. Малышкина
р.п.Мокшан
Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115«Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2•
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей, курсов
внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 2 им. А.Г. Малышкина р.п.Мокшан

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ»
В 2014 г. в «Приказ об утверждении порядка проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего
образования» были внесены изменения, на основе которых выпускников школ
РФ обязали писать итоговое выпускное сочинение по допуску к ЕГЭ. При этом
задание 26 (сочинение-рассуждение по тексту) в ЕГЭ по русскому языку попрежнему является значительной частью всего экзамена. Данные сочинения
направлены на выявление уровня коммуникативных компетенций учащихся:
чтение (понимание логики высказывания, зрелость суждений);
выражение собственного мнения;
употребление аргументов и фактов в поддержку своих мыслей;
уровень критического мышления;
владение языковыми тропами;
развернутое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
владение языковыми нормами при выражении мысли в письменной форме.
В связи с этим для учащихся 10-11 классов введен элективный курс «Теория и
практика написания сочинений».
Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью
коммуникативных компетенций, ведь в нашей жизни постоянно возникают
речевые ситуации различных характеров. Неумение владеть ими и анализировать
их может привести к возникновению трудностей восприятия нашей речи в
полной мере. Следовательно, нужно более глубокое познание форм и методов
анализа как чужой речи (на основе художественных произведений), так и
собственной (на основе свойств и взаимоотношений людей и вещей).
Вся работа направлена на получение качественных знаний, умений и навыков.
Сочинения по литературе и по русскому языку основываются на достижениях
лингвистической науки и призвано обучить умелой, искусной речи, вызвать
интерес к изучению литературы, научить думать и анализировать
самостоятельно. Подготовка к написанию итогового выпускного сочинения по
литературе и к 26 заданию в ЕГЭ по русскому языку сопутствуют анализу и
восприятию текстов разной жанровой принадлежности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ»
Цели данного элективного курса:
подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку;
подготовка к написанию итогового сочинения по литературе;
развитие творческих способностей личности;
развитие логического мышления;
развитие связной монологической речи;
овладение учащимися свободной письменной речью;

Задачи элективного курса:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению
задания части С на ЕГЭ:
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание
в жанре сочинения-рассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной
речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и
анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем,
свои оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в
текст. привитие способности к самостоятельной деятельности
МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ
СОЧИНЕНИЙ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 2 им. А.Г. Малышкина р.п.Мокшан
на элективный курс «Теория и практика написания сочинений» отводится 68
часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в
неделю).
II. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ» 10 класс
Введение в элективный курс. Требования к итоговому сочинению по литературе.
Понятия "направление" и "тема сочинения". Подходы к трактовке
художественного текста. Требования к написанию сочинения. Критерии
оценивания сочинения. Алгоритм написания сочинения.
Логический анализ и осмысление формулировки темы. Анализ формулировки
темы. Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы.
Знание и понимание привлекаемого литературного материала. Обобщение опыта
работы над сочинениями разных жанров. Проблемный вопрос в темах различной
формулировки. Преобразование темы-понятия в вопрос.
Тема - афоризм, тема-цитата (урок-практикум). Работа с темой-цитатой, темойафоризмом. Средства художественной выразительности в теме-цитате. Анализ
проблематики тем-афоризмов. Толкование темы-афоризма.
Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами, определение темы текста.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных
цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. Синквейн, диамант и штрих к
ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках темы.

Структура сочинения-рассуждения. Структура рассуждения: тезис доказательство - вывод. Типы речи: рассуждение, повествование, описание. Их
основные признаки и различия.
Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и
жанров используемых для аргументации произведений. Композиция образов в
произведении. Композиция отдельных частей произведения. Примеры
сочинений с разной композицией. Вступление к сочинению. Написание
вступления к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к школьным
сочинениям. Виды вступлений к сочинениям. От вопроса темы к вступлению.
Анализ образцовых вступлений. Творческая работа. Синквейн, диамант и
штрихи как опорный конспект к написанию вступления. Главная часть
сочинения: тема и аргументация. Работа с вопросами темы. Формулировка
аргументов. Виды и структура аргументов в сочинении-рассуждении. Способы
цитирования и привлечение литературного материала. Фактические ошибки.
Анализ аргументации в школьном сочинении.
Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года.
Анализ работ. Работа над ошибками.
11 класс
Структура экзамена. Требования к сочинению- рассуждению в формате ЕГЭ.
Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией сочинения
рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным
членением текста.
Соразмерность частей. Формулирование проблемы исходного текста. Различие
понятий темы и проблемы. Комментарий к сформулированной проблеме.
Способы комментирования. Различные виды комментариев
Формулирование позиции автора исходного текста. Способы выражения
позиции автора.
Выражение собственного мнения. Способы выражения. Включение
иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы
(плюсы и минусы)
Написание сочинений в формате ЕГЭ.
Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок.
Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные
грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и
пунктуационные шибки. Редакторская работа с текстом. Речевые ошибки в
сочинении. Речевые ошибки и их виды
Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с
текстом.
Этические и фактические ошибки. Определение этической и фактической
ошибки. Их виды и способы предупрежден. Этические и фактические ошибки.

Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы
предупреждения. Редакторская работа с текстом. Логические ошибки в
сочинении.
Логические ошибки и их виды
Типичные логические ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с
текстом. Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и
синтаксические
фигуры.
Определение
различных
изобразительновыразительных средств языка и речи. Функции тропов и синтаксических фигур в
речи, их основные признаки.
Изобразительные возможности лексики. Основные термины лексикологии.
Выбор стиля. Оригинальность. Редакторская правка текста. Анализ
стилистических недостатков. Разработка подробного алгоритма написания
сочинения. Привлечение опыта учащихся и аналитического материала по курсу.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ» НА
УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском
языке;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) Патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;

ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу.
3) Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России.
4) Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе
словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по
русскому языку.
5) Физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.
6) Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского
языка;

интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к
деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные
планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни.
7) Экологического воспитания:
сформированность
экологической
культуры,
понимание
влияния
социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку,
индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
рабочей программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего
состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе;
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать
конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов,
текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально
смысловых типов, жанров;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в
наблюдении;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов
целям;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по
русскому языку;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том
числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и
готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе
по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и
методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
разнообразных жизненных ситуациях;

выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и
критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные
средства и способы действия — в профессиональную среду;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные
способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации
(презентация, таблица, схема и другие);
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым
и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог;
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё
мнение, строить высказывание.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора; оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных
действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать
приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с
учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости; проявлять творческие способности и воображение,
быть инициативным.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов,
текстов различных функциональных разновидностей языка, функциональносмысловых типов, жанров;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных
в наблюдении;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов
целям;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по
русскому языку;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
Базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том
числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и
готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе
по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов; формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и
методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
разнообразных жизненных ситуациях;
выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и
критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту; уметь интегрировать
знания из разных предметных областей;

уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные
средства и способы действия – в профессиональную среду;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные
способы решения проблем.
Работа с информацией:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации
(презентация, таблица, схема и другие);
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым
и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог;
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё
мнение, строить высказывание.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;

оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать
приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека
Совместная деятельность
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с
учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого
участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости; проявлять творческие способности и воображение,
быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
составление текста, связанного с особенностями
художественного стилей;
работа по написанию текстов сочинений;
редактирование собственных текстов.

публицистического

и

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ»
№

Наименования Количество часов
разделов и тем
Контро Практ
программы
льные
и
Всег работ ческие
о
ы
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Форма
реализаци
и
воспитател
ьного
потенциал
а темы*

10 класс
1

2

Введение в
элективный
курс.
Требования к
итоговому
сочинению
по
литературе.
Понятия
"направление" и
"тема

1

1

сочинения".

3

4

Подходы к
трактовке
художественного
текста.
Требования к
написанию
сочинения.
Критерии
оценивания
сочинения.

7,10

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/4659/conspect/
280976/
https://uchitelya.com/ru
s

7,10

skiyyazyk/210213prezentaciyaitogovoesochinenietematich
eskienapravleniya.html
1

7,10

1

7,10

5

6

7

8

9

10

Логический
1
анализ
и
осмысление
формулировк
и
темы.
Анализ
формулировки темы.Выбор
темы
и
логический
анализ
ее
формулировки.
Понимание темы.
Знание
и 1
понимание
привлекаемого
литературного
материала.
Обобщение опыта
работы
над
сочинениями
разных жанров
Проблемный
1
вопрос в темах
различной
формулировки.
Преобразование
1
темы- понятия в
вопрос.
Тема-афоризм,
1
тема-цитата
(урокпрактикум).
Работа
с
темой-цитатой,
темойафоризм
ом.
Средства
1
художественно
й
выразительност
и
в
темецитате. Анализ
проблематики
тем-афоризмов.
Толкование
темыафоризма.

7,10

7,10

7,10

7,10

7,10

7,10

11

Урок-практикум.

12

Широкое и
1
узкое
понимание
темы.
Работа
с
текстам
и,
определение
темы текста.
Ассоциативные
цепочки
и
ключевые слова к
1
теме.
Выстраивание
ассоциативных
цепочек
из
ключевых слов и
вопросов к теме.
Синквейн,
диамант и штрих
к
ключевым
словам
темы.
Тонкие и толстые
вопросы в рамках
темы.
Выстраивание
1
ассоциативных
цепочек
из
ключевых слов
и вопросов к
теме.

13

14

15 Структура
сочинениярассуждения.
Структура
рассуждения:
тезис
–
доказательство
– вывод.
16 Типы
речи:
рассуждение,
повествование,
описание.
Их
основные
признаки
и
различия.

1

7,10
7,10

7,10

7,10

1
7,10

https://infourok.ru/preze
ntaciya-na-temustrukturaitogovogosochineniya4741
975.html
1

7,10

17 Композиция сочинения.
1
Композици
я
сочинения
с
учетом
различия родов и
жанров
используемых
для аргументации
произведений.
Композиция
образов в
произведении.
Композиция
отдельных частей
произведения.
18 Композиция
1
образов
в
произведении.
Композиция
отдельных
частей
произведения.
Примеры
сочинений
с
разной
композицией.
19 Вступление
к
1
сочинению.
Написание
вступления
к
сочинениюрассуждению.
Анализ
вступлений
к
школьным
сочинениям.
20 Виды вступления
1
к сочинению.
От вопроса темы
к вступлению.
Анализ
образцовых
вступлений.
21 Творческая
1
работа.
Синквейн,
диамант
и
штрихи
как

7,10

7,10

7,10

7,10

7,10

опорный
конспект
к
написанию
вступления.
Главные части
1
22 сочинения: тема
и аргументация.
23 Работа с
1
вопросами темы.
Формулировка
аргументов.
Виды и структура
аргументов в
сочинениирассуждении.
Анализ
аргументации в
школьном
сочинении.
24 Работа с
1
вопросами темы.
Формулировка
аргументов.
Виды и
структура
аргументов
в
сочинениир
ассуждении.
Анализ
аргументации в
школьном
сочинении.
Способы
цитирования
и
25
1
привлечение
литературного
материала.
Фактические
ошибки.
26

Заключения
к сочинению.
Анализ
заключений
к школьным
сочинениям.
Виды
заключений.

7,10

7,10

7,10

7,10
https://infourok.ru/argu
mentaciya-privlechenieliteraturnogomaterialapodgotovka-kitogovomusochineniyu3766072.html

1

7,10

27

2829

30
31

32

33

От главного
вопроса
темы
к
заключению.
Анализ
образцовых
заключений.
Заключение к
сочинению.
Анализ
заключений к
школьным
сочинениям.
Виды
заключений.
От главного
вопроса темы
к
заключению.
Анализ
образцовых
заключений.
Творческая
работа
Промежуточн
ая аттестация:
пробное
сочинение в
формате
допуска к ЕГЭ
по
темам
этого
учебного года.
Анализ работ.
Работа над
ошибками
Анализ
направлений,
предложенных
для подготовки
к сочинениям в
учебном году.
Критерии
оценивания
сочинения.
Урокпрактикум
«Оцени

1

7,10

2

7,10

1

7,10

1
7,10

1

https://infourok.ru/kriteri
i-ocenivaniyaitogovoesochinenie-2022202311-klass-6364322.html

7,10

7,10
1

34

сочинение по
критериям».
Урокпрактикум
«Оцени
сочинение по
критериям».
Всего

7,10
1

34
11 класс

1

2

3

4

Структура
экзамена.
Требования
к
сочинениюрассуждени
ю в формате
ЕГЭ
Структура
экзамена.
Требования
к
сочинениюрассуждени
ю в формате
ЕГЭ
Соразмерность
частей
сочинения.
Работа над
композицией
сочинения
рассуждения.
Соответствие
сочинения
критериям
оценки. Работа
над абзацным
членением
текста.
Соразмерность
частей
сочинения.
Работа над

1

7,10
https://nsportal.ru/shkola
/russkiyyazyk/library/2015/
11/1 4/podgotovka-kegeuroki-1-2-izsistemyurokov-ponapisaniyu

1

7,10

1

7,10

https://nsportal.ru/shkola
/russkiyyazyk/library/2018/12/0
9/kompozitsiyasochineniyarassuzhdeniya-11-klassurok

1

7,10

композицией
сочинения
рассуждения.
Соответствие
сочинения критериям
оценки. Работа над
абзацным членением
текста.
Формулирование
проблемы исходного
текста.

5

6

7

8

9

10

11

Формулирование
проблемы
исходного текста.
Урок практикум.
Различие понятий
темы и проблемы.
Комментарий
к
сформулированной
проблеме.
Способы
комментирования.
Различные виды
комментариев.
Комментарий
к
сформулированной
проблеме.
Способы
комментирования.
Различные виды
комментариев.
Комментарий
к
сформулированной
проблеме.
Способы
комментирования.
Различные виды
комментариев. Урокпрактикум
Формулирование
позиции
автора
исходного
текста.
Способы выражения
позиции автора.
Формулирование
позиции
автора
исходного
текста.
Способы выражения

1

https://infourok.ru/kaksfor 7,10
mulirovatproblemuishodnogoteksta3670705.html

1

7,10

1

7,10

https://multiurok.ru/files
/podgotovka-k-egevidykommentariiakprobleme-teks.html
1

7,10

1

7,10

1

1

7,10

7,10

позиции автора.

12

13

14
15

16

17

Выражение
собственного
мнения. Способы
выражения.
Включение
иллюстративного
материала из
произведений
русской и мировой
литературы
(плюсы и минусы)
Выражение
собственного
мнения. Способы
выражения.
Включение
иллюстративного
материала из
произведений
русской и мировой
литературы
(плюсы и минусы)
Написание сочинений
в формате ЕГЭ.
Основы грамотного
письма.
Виды
грамматических
ошибок.
Грамматические
ошибки и их виды.
Грамматическая
норма.
Типичные
грамматические ошибки
в школьных сочинениях
Типичные
грамматические
ошибки в школьных
сочинениях.
Орфографические и
пунктуационные
ошибки.
Редакторская работа с

1

7,10

https://nsportal.ru/shkola
/russkiyyazyk/library/2022/
12/0 2/zadanie-27egepodgotovkaksochineniyuformulirovka
1

7,10

1

7,10

1

https://nsportal.ru/shkola
/materialymetodicheskikho
bedinenii/library/2019/
01/21/master-klass-potemerechevye-i

1

7,10

7,10

1

7,10

текстом.

18

19
20

21

22

23
24
25

26

Типичные
грамматические
ошибки в школьных
сочинениях.
Орфографические и
пунктуационные
ошибки.
Редакторская работа с
текстом.
Речевые ошибки в
сочинении. Речевые
ошибки и их виды.
Типичные
речевые
ошибки в школьных
сочинениях.
Редакторская работа с
текстом.
Этические и фактические
ошибки. Определение
этической и фактической
ошибки. Их виды и
способы
предупреждения.
Этические и фактические
ошибки. Определение
этической и фактической
ошибки. Их виды и
способы
предупреждения.
Развитие
речи.
Написание сочинения в
формате ЕГЭ.
Этические и фактические
ошибки.
Определение этической и
фактической ошибки. Их
виды и способы
предупреждения.
Редакторская работа с
текстом.
Логические ошибки в
сочинении.

1

7,10

1

7,10

1
7,10

1

7,10
https://multiurok.ru/files
/master-klasslogicheskiefakticheskieeticheskieo.html

1

7,10

7,10
1
1
1

1

7,10
7,10

7,10

27

28

29

30

31
32

33
34

Логические ошибки и их
виды. Типичные
логические ошибки в
школьных сочинениях.
Редакторская работа с
текстом.
Изобразительновыразительные средства
языка и речи. Тропы и
синтаксические фигуры.
Определение различных
изобразительновыразительных средств
языка и речи. Функции
тропов и синтаксических
фигур в речи, их
основные признаки.
Творческая работа.
Изобразительные
возможности лексики.
Основные
термины
лексикологии.
Практическая работа с
антонимами,
синонимами,
омонимами,
фразеологизмами.
Промежуточная
аттестация: сочинение в
формате ЕГЭ
Выбор стиля.
Оригинальность.
Редакторская правка
текста. Анализ
стилистических
недостатков.
Творческая работа по
выработке
индивидуального стиля.
Разработкаподробного
алгоритма написания
сочинения. Привлечение
опыта учащихся и
аналитического
материала по курсу.
Всего
Итого

1

7,10

1

7,10

1

7,10

1

7,10

1

7,10

1

7,10

7,10
1
1

7,10

34
68

Форма реализации воспитательного потенциала темы*
1
установление доверительных отношений между педагогическим
работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию
обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению
их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
2
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и
сверстниками
(обучающимися),
принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизации;привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к
ней отношения;
3
использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через
подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
4
применение
на
уроке
интерактивных форм
работы
с
обучающимися:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися; включение в урок игровых
процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению
знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
5
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
6
инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,

навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
7
организация предметных образовательных событий (проведение
предметных недель) для обучающихся с целью развития познавательной и
творческой активности, инициативности в различных сферах предметной
деятельности, раскрытия творческих способностей, обучающихся с разными
образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
8
проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки,
урок - деловая игра, образовательное путешествие, мастер-классы, урокисследование, педагогически мастерские, образовательные квесты и др.) и
учебно-развлекательных мероприятий (турнир Знаний, викторины, литературная
композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.)

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».