МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 им. А.Г. Малышкина р.п. Мокшан Пензенской области МБОУ СОШ №2 им. А. Г. Малышкина р.п. Мокшан РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №2 им. А.Г. Малышкина р.п.Мокшан Протокол № 1 от «28» августа 2023 г СОГЛАСОВАНА МО учителей русского языка и литературы Протокол № 1 от «28 » августа 2023 г. Руководитель МО Медведева Е.В. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ № 2 им. А.Г.Малыщкина р.п.Мокшан Богомазов А.И Приказ № 23-О от «30» 08. 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Теория и практика написания сочинений» для среднего общего образования срок освоения программы: 2 года (10-11 классы) Составитель(и): учитель Медведева Е.В Мокшан, 2023 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по элективному курсу «Теория и практика написания сочинений» на уровне среднего общего образования составлена на основе: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статьи 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО третьего поколения); Приказа Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 №413» Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228) Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО; Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее ФОП СОО) разработанной в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ; приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (далее – ФОП СОО); Федеральной рабочей программы среднего общего образования по предмету; Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 2 им. А.Г. Малышкина р.п.Мокшан Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2• Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей, курсов внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 2 им. А.Г. Малышкина р.п.Мокшан ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ» В 2014 г. в «Приказ об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» были внесены изменения, на основе которых выпускников школ РФ обязали писать итоговое выпускное сочинение по допуску к ЕГЭ. При этом задание 26 (сочинение-рассуждение по тексту) в ЕГЭ по русскому языку попрежнему является значительной частью всего экзамена. Данные сочинения направлены на выявление уровня коммуникативных компетенций учащихся: чтение (понимание логики высказывания, зрелость суждений); выражение собственного мнения; употребление аргументов и фактов в поддержку своих мыслей; уровень критического мышления; владение языковыми тропами; развернутое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; владение языковыми нормами при выражении мысли в письменной форме. В связи с этим для учащихся 10-11 классов введен элективный курс «Теория и практика написания сочинений». Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью коммуникативных компетенций, ведь в нашей жизни постоянно возникают речевые ситуации различных характеров. Неумение владеть ими и анализировать их может привести к возникновению трудностей восприятия нашей речи в полной мере. Следовательно, нужно более глубокое познание форм и методов анализа как чужой речи (на основе художественных произведений), так и собственной (на основе свойств и взаимоотношений людей и вещей). Вся работа направлена на получение качественных знаний, умений и навыков. Сочинения по литературе и по русскому языку основываются на достижениях лингвистической науки и призвано обучить умелой, искусной речи, вызвать интерес к изучению литературы, научить думать и анализировать самостоятельно. Подготовка к написанию итогового выпускного сочинения по литературе и к 26 заданию в ЕГЭ по русскому языку сопутствуют анализу и восприятию текстов разной жанровой принадлежности. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ» Цели данного элективного курса: подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку; подготовка к написанию итогового сочинения по литературе; развитие творческих способностей личности; развитие логического мышления; развитие связной монологической речи; овладение учащимися свободной письменной речью; Задачи элективного курса: помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания части С на ЕГЭ: совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения; формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений; формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст. привитие способности к самостоятельной деятельности МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 2 им. А.Г. Малышкина р.п.Мокшан на элективный курс «Теория и практика написания сочинений» отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю). II. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ» 10 класс Введение в элективный курс. Требования к итоговому сочинению по литературе. Понятия "направление" и "тема сочинения". Подходы к трактовке художественного текста. Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения. Алгоритм написания сочинения. Логический анализ и осмысление формулировки темы. Анализ формулировки темы. Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы. Знание и понимание привлекаемого литературного материала. Обобщение опыта работы над сочинениями разных жанров. Проблемный вопрос в темах различной формулировки. Преобразование темы-понятия в вопрос. Тема - афоризм, тема-цитата (урок-практикум). Работа с темой-цитатой, темойафоризмом. Средства художественной выразительности в теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темы-афоризма. Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами, определение темы текста. Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. Синквейн, диамант и штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках темы. Структура сочинения-рассуждения. Структура рассуждения: тезис доказательство - вывод. Типы речи: рассуждение, повествование, описание. Их основные признаки и различия. Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров используемых для аргументации произведений. Композиция образов в произведении. Композиция отдельных частей произведения. Примеры сочинений с разной композицией. Вступление к сочинению. Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к школьным сочинениям. Виды вступлений к сочинениям. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых вступлений. Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к написанию вступления. Главная часть сочинения: тема и аргументация. Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинении-рассуждении. Способы цитирования и привлечение литературного материала. Фактические ошибки. Анализ аргументации в школьном сочинении. Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года. Анализ работ. Работа над ошибками. 11 класс Структура экзамена. Требования к сочинению- рассуждению в формате ЕГЭ. Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным членением текста. Соразмерность частей. Формулирование проблемы исходного текста. Различие понятий темы и проблемы. Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные виды комментариев Формулирование позиции автора исходного текста. Способы выражения позиции автора. Выражение собственного мнения. Способы выражения. Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы (плюсы и минусы) Написание сочинений в формате ЕГЭ. Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок. Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационные шибки. Редакторская работа с текстом. Речевые ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их виды Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Этические и фактические ошибки. Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупрежден. Этические и фактические ошибки. Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения. Редакторская работа с текстом. Логические ошибки в сочинении. Логические ошибки и их виды Типичные логические ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры. Определение различных изобразительновыразительных средств языка и речи. Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки. Изобразительные возможности лексики. Основные термины лексикологии. Выбор стиля. Оригинальность. Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта учащихся и аналитического материала по курсу. III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) Гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности. 2) Патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу. 3) Духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. 4) Эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку. 5) Физического воспитания: сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. 6) Трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. 7) Экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности. 8) Ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта. В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально смысловых типов, жанров; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях; выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия — в профессиональную среду; выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие); оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; оценивать приобретённый опыт; стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; развивать способность видеть мир с позиции другого человека. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функциональносмысловых типов, жанров; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта. Базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях; выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия – в профессиональную среду; выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем. Работа с информацией: владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие); оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности. Коммуникативные универсальные учебные действия осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; оценивать приобретённый опыт; стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. Самоконтроль, принятие себя и других: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; развивать способность видеть мир с позиции другого человека Совместная деятельность понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ составление текста, связанного с особенностями художественного стилей; работа по написанию текстов сочинений; редактирование собственных текстов. публицистического и IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ» № Наименования Количество часов разделов и тем Контро Практ программы льные и Всег работ ческие о ы работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Форма реализаци и воспитател ьного потенциал а темы* 10 класс 1 2 Введение в элективный курс. Требования к итоговому сочинению по литературе. Понятия "направление" и "тема 1 1 сочинения". 3 4 Подходы к трактовке художественного текста. Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения. 7,10 https://resh.edu.ru/subje ct/lesson/4659/conspect/ 280976/ https://uchitelya.com/ru s 7,10 skiyyazyk/210213prezentaciyaitogovoesochinenietematich eskienapravleniya.html 1 7,10 1 7,10 5 6 7 8 9 10 Логический 1 анализ и осмысление формулировк и темы. Анализ формулировки темы.Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы. Знание и 1 понимание привлекаемого литературного материала. Обобщение опыта работы над сочинениями разных жанров Проблемный 1 вопрос в темах различной формулировки. Преобразование 1 темы- понятия в вопрос. Тема-афоризм, 1 тема-цитата (урокпрактикум). Работа с темой-цитатой, темойафоризм ом. Средства 1 художественно й выразительност и в темецитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темыафоризма. 7,10 7,10 7,10 7,10 7,10 7,10 11 Урок-практикум. 12 Широкое и 1 узкое понимание темы. Работа с текстам и, определение темы текста. Ассоциативные цепочки и ключевые слова к 1 теме. Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. Синквейн, диамант и штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках темы. Выстраивание 1 ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. 13 14 15 Структура сочинениярассуждения. Структура рассуждения: тезис – доказательство – вывод. 16 Типы речи: рассуждение, повествование, описание. Их основные признаки и различия. 1 7,10 7,10 7,10 7,10 1 7,10 https://infourok.ru/preze ntaciya-na-temustrukturaitogovogosochineniya4741 975.html 1 7,10 17 Композиция сочинения. 1 Композици я сочинения с учетом различия родов и жанров используемых для аргументации произведений. Композиция образов в произведении. Композиция отдельных частей произведения. 18 Композиция 1 образов в произведении. Композиция отдельных частей произведения. Примеры сочинений с разной композицией. 19 Вступление к 1 сочинению. Написание вступления к сочинениюрассуждению. Анализ вступлений к школьным сочинениям. 20 Виды вступления 1 к сочинению. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых вступлений. 21 Творческая 1 работа. Синквейн, диамант и штрихи как 7,10 7,10 7,10 7,10 7,10 опорный конспект к написанию вступления. Главные части 1 22 сочинения: тема и аргументация. 23 Работа с 1 вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинениирассуждении. Анализ аргументации в школьном сочинении. 24 Работа с 1 вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинениир ассуждении. Анализ аргументации в школьном сочинении. Способы цитирования и 25 1 привлечение литературного материала. Фактические ошибки. 26 Заключения к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды заключений. 7,10 7,10 7,10 7,10 https://infourok.ru/argu mentaciya-privlechenieliteraturnogomaterialapodgotovka-kitogovomusochineniyu3766072.html 1 7,10 27 2829 30 31 32 33 От главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений. Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды заключений. От главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений. Творческая работа Промежуточн ая аттестация: пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года. Анализ работ. Работа над ошибками Анализ направлений, предложенных для подготовки к сочинениям в учебном году. Критерии оценивания сочинения. Урокпрактикум «Оцени 1 7,10 2 7,10 1 7,10 1 7,10 1 https://infourok.ru/kriteri i-ocenivaniyaitogovoesochinenie-2022202311-klass-6364322.html 7,10 7,10 1 34 сочинение по критериям». Урокпрактикум «Оцени сочинение по критериям». Всего 7,10 1 34 11 класс 1 2 3 4 Структура экзамена. Требования к сочинениюрассуждени ю в формате ЕГЭ Структура экзамена. Требования к сочинениюрассуждени ю в формате ЕГЭ Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным членением текста. Соразмерность частей сочинения. Работа над 1 7,10 https://nsportal.ru/shkola /russkiyyazyk/library/2015/ 11/1 4/podgotovka-kegeuroki-1-2-izsistemyurokov-ponapisaniyu 1 7,10 1 7,10 https://nsportal.ru/shkola /russkiyyazyk/library/2018/12/0 9/kompozitsiyasochineniyarassuzhdeniya-11-klassurok 1 7,10 композицией сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным членением текста. Формулирование проблемы исходного текста. 5 6 7 8 9 10 11 Формулирование проблемы исходного текста. Урок практикум. Различие понятий темы и проблемы. Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные виды комментариев. Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные виды комментариев. Комментарий к сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные виды комментариев. Урокпрактикум Формулирование позиции автора исходного текста. Способы выражения позиции автора. Формулирование позиции автора исходного текста. Способы выражения 1 https://infourok.ru/kaksfor 7,10 mulirovatproblemuishodnogoteksta3670705.html 1 7,10 1 7,10 https://multiurok.ru/files /podgotovka-k-egevidykommentariiakprobleme-teks.html 1 7,10 1 7,10 1 1 7,10 7,10 позиции автора. 12 13 14 15 16 17 Выражение собственного мнения. Способы выражения. Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы (плюсы и минусы) Выражение собственного мнения. Способы выражения. Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы (плюсы и минусы) Написание сочинений в формате ЕГЭ. Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок. Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные грамматические ошибки в школьных сочинениях Типичные грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационные ошибки. Редакторская работа с 1 7,10 https://nsportal.ru/shkola /russkiyyazyk/library/2022/ 12/0 2/zadanie-27egepodgotovkaksochineniyuformulirovka 1 7,10 1 7,10 1 https://nsportal.ru/shkola /materialymetodicheskikho bedinenii/library/2019/ 01/21/master-klass-potemerechevye-i 1 7,10 7,10 1 7,10 текстом. 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Типичные грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационные ошибки. Редакторская работа с текстом. Речевые ошибки в сочинении. Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Этические и фактические ошибки. Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения. Этические и фактические ошибки. Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения. Развитие речи. Написание сочинения в формате ЕГЭ. Этические и фактические ошибки. Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения. Редакторская работа с текстом. Логические ошибки в сочинении. 1 7,10 1 7,10 1 7,10 1 7,10 https://multiurok.ru/files /master-klasslogicheskiefakticheskieeticheskieo.html 1 7,10 7,10 1 1 1 1 7,10 7,10 7,10 27 28 29 30 31 32 33 34 Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом. Изобразительновыразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры. Определение различных изобразительновыразительных средств языка и речи. Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки. Творческая работа. Изобразительные возможности лексики. Основные термины лексикологии. Практическая работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами. Промежуточная аттестация: сочинение в формате ЕГЭ Выбор стиля. Оригинальность. Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа по выработке индивидуального стиля. Разработкаподробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта учащихся и аналитического материала по курсу. Всего Итого 1 7,10 1 7,10 1 7,10 1 7,10 1 7,10 1 7,10 7,10 1 1 7,10 34 68 Форма реализации воспитательного потенциала темы* 1 установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; 2 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; 3 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; 4 применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; 5 организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; 6 инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 7 организация предметных образовательных событий (проведение предметных недель) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей, обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями; 8 проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, образовательное путешествие, мастер-классы, урокисследование, педагогически мастерские, образовательные квесты и др.) и учебно-развлекательных мероприятий (турнир Знаний, викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.) 21