Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

•
•
•
•

•
•
•

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» для 1-4 классов составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273ФЗ;
ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ
от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО);
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в ФГОС НОО;
Примерной программы воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.),
основанной на характеристике планируемых результатов духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся;
Программы воспитания МБОУ СОШ №2 им.А.Г.Малышкина.
Авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф.
«Функциональная грамотность младших школьников». Вентана – Граф, 2018г;
Авторской программы внеурочной деятельности «Функциональная грамотность». 1
класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.
А. Шейкина. – М.: Планета, 2021. – 96с.
Согласно своему назначению рабочая программа даёт представление о целях
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного курса внеурочной
деятельности «Функциональная грамотность»; устанавливает содержание курса,
предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и
темам курса; даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с
внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В
отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать,
составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические
действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков,
обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных
отношений, который считается минимально необходимым для осуществления
жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось оно в
конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход
исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия
исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией
недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан
односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком
смысле: включать компьютерную, политическую, экономическую грамотность и т.д. В
таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с
многоплановой человеческой деятельностью.
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности
становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать
новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знаниенезнание; стремиться к саморазвитию.
Отечественные исследователи выделяют следующие отличительные черты
функциональной грамотности:
2

•
•
•
•

направленность на решение бытовых проблем;
является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в
конкретных социальных обстоятельствах;
связь с решением стандартных, стереотипных задач;
это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма .
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, учебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использование их содержания для достижения собственных целей, развитие знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника
чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст,
использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование
у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором
они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и
использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину.
Целью
изучения
блока
«Финансовая грамотность»
является
развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно - научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания
для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и
решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на
наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего
мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для
принятия соответствующих решений.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В
ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа учебного курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» рассчитана на 4 года обучения (с 1 по 4 классы). Общее количество часов
на прохождение программы 135 часов: 1 класс – 33 часа (1 час в неделю), со 2 по 4 класс
34 (1 часа в неделю).
I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
1 класс

3

Модуль 1. Читательская грамотность
Содержание сказок: «Лис и мышонок», «Мороз и заяц, «Живые грибы»,
«Петушок и солнышко», «Урок дружбы», «Лев и заяц», «Как лиса училась летать»,
«Четыре брата».
Качества личности: осторожность, предусмотрительность, выносливость,
упорство, трудолюбие, вежливость, умение признавать свои ошибки, дружба,
жадность, смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Семейные ценности.
Модуль 2. Математическая грамотность
Содержание сказок: «Про курочку Рябу, золотые и простые яйца», «Про козу,
козлят и капусту», «Про петушка и жерновцы», «Как петушок и курочка делили
бобовые зёрнышки», «Про наливные яблочки», «Про Машу и трёх медведей», «Про
старика, старуху, волка и лисичку» «Про медведя, лису и Мишкин мёд».
Счёт предметов, составление и решение выражений, задач. Многоугольники.
Ломаная. Состав числа 9. Разложение числа 10 на два или три слагаемых. Увеличение
числа на несколько единиц, сложение и вычитание в пределах 20. Состав чисел 9, 10,
11. Задание на нахождение суммы. Задачи на нахождение части. Состав числа 12.
Задачи на нахождения суммы. Состав чисел второго десятка. Состав чисел.
Увеличение, уменьшение числа. Нахождение суммы и разности чисел.
Модуль 3. Финансовая грамотность
Содержание сказок: «За покупками», «Находчивый Колобок», «День рождения
Мухи-Цокотухи», «Буратино и карманные деньги», «Кот Василий продаёт молоко»,
«Лесной банк», «Как мужик и медведь прибыль делили», «Как мужик золото менял»
Цена, товар, спрос, деньги, услуги, стоимость, сдача, сбережения, карманные
деньги, необходимая покупка, желаемая покупка, реклама, банки, финансы, банковские
услуги, работники банка, мошенник, сделка, доход, выручка, прибыль, продажа оптом,
услуга, равноценный обмен, бартер.
Модуль 4. Естественно-научная грамотность
Содержание сказок: «Как Иванушка хотел попить водицы», «Пятачок, ВинниПух и воздушный шарик», «Про репку и другие корнеплоды», «Плывёт, плывёт
кораблик», «Про Снегурочку и превращения воды», «Как делили апельсин», «Крошка
Енот и то,т Кто сидит в пруду», «Иванова соль», «Яблоко».
Вода, свойства воды. Воздух, воздушный шарик. Корнеплоды. Плавучесть
предметов. Три состояния воды. Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина.
Зеркало, отражение, калейдоскоп. Соль, свойства соли. Яблоко.
2 класс
Модуль 1. Читательская грамотность
Понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и
различия художественных и научно-познавательных текстов; составление
характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части,
составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная
и личностная оценка прочитанного;
Модуль 2. Математическая грамотность
Нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление
числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго
десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц,
столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные
4

высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной,
диаметр окружности, периметр треугольника.
Модуль 3. Финансовая грамотность
Деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила
безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги,
средства защиты российских банкнот, валюта.
Модуль 4. Естественно-научная грамотность
Наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной
землёй, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины.
Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений,
виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
3 класс
Модуль 1. Читательская грамотность
Научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление
текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию
прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Модуль 2. Математическая грамотность
Нахождение значений математических выражений в пределах 100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа
на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с
графиками.
Модуль 3. Финансовая грамотность
Бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная
плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные,
желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Модуль 4. Естественно-научная грамотность
Особенности жизнедеятельности дождевых червей, кальций и его роль в
организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые
свечи, магнит и его свойства.
4 класс Модуль 1. Читательская грамотность
Научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление
текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию
прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Модуль 2. Математическая грамотность
Нахождение значения математических выражений в пределах 100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение
суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных
вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со
скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с
графиками, умение пользоваться калькулятором.

5

Модуль 3. Финансовая грамотность
Потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный
минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа,
акция, скидка, бонусы, кэшбэк, страховые риски, благотворительность,
благотворитель, благотворительный фонд.
Модуль 4. Естественно-научная грамотность
Томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы.
Работа с понятиями: многолетнее/однолетнее растение, части растений, условия и
способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования
человеком.

•
•

•

Информация об учете рабочей Программы воспитания в разделе
«Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность»
В разделах и темах учебного курса внеурочной деятельности учитель будет:
побуждать обучающихся соблюдать на занятие общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлекать внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях
явлений, использовав воспитательные возможностей содержания раздела (темы) через
подбор соответствующих упражнений и демонстрацию обучающимся примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
включать в занятие игровые элементы, которые помогут поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, установлению доброжелательной атмосферы во время занятия; •
применять на занятиях интерактивных форм работы с обучающимися.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

•
•
•
•
•

•
•

Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственного
воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

6

•

•
•
•
•
•
•
•

•
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям. Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов; •
стремление
к
самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям. Экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•

Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) Базовые
логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на
основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному
наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и
исследования;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; 2) Базовые
исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать
изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
7

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного
наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях; 3) Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при
поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии
с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне
одного предложения или небольшого текста). 2) Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
8

•
•
•
•
•

•
проявлять познавательную и творческую инициативу;
ринимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане. 2) Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; • корректировать свои учебные
действия для преодоления ошибок.
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного, оценивать правильность
выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 класс Модуль 1. Читательская грамотность

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

определять жанр произведения;
называть героев сказки;
дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;
давать характеристику героям;
определять последовательность событий и рассказывать сказку;
составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;
различать научно-познавательный текст и художественный;
определять, чему учит сказка, определять, чему нужно учиться у героев сказки;
определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке сказки;
отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;
делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);
устанавливать истинность и ложность высказываний;
подбирать из текста слова на заданную тему;
составлять вопросы по содержанию сказки;
определять принадлежность реплик персонажей сказки (без опоры на текст);
определять жанр произведения;
определять по рисунку содержание отрывка из текста;
фантазировать и придумывать продолжение сказки.

9

•
•
•
дополнять отзыв на прочитанное произведение.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Модуль 2. Математическая грамотность
определять количество предметов при счёте;
составлять и решать выражения с ответом 5;
решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц;
соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;
образовывать число 8;
решать задачу в два действия;
составлять и решать выражения с ответом 9;
находить остаток числа;
соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.
раскладывать число 9 на два слагаемых;
отвечать на вопросы на основе условия задачи;
анализировать данные и отвечать на вопросы;
раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;
раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны;
раскладывать число 10 на три слагаемых;
раскладывать число 10 на три чётных слагаемых;
находить недостающие данные при решении задач;
складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;
выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот;
определять истинность/ложность высказываний.
раскладывать числа 9. 10, 11 на три слагаемых;
решать задачи на нахождение суммы;
читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные;
устанавливать закономерность;
раскладывать число 12 на несколько слагаемых;
заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;
практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой
диаграммы;
сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;
находить прямоугольники на рисунке;
решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц;
раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых;
читать простейшие чертежи.

•

•

Модуль 3. Финансовая грамотность
•

•

наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос, деньги, услуги, стоимость, сдача,
сбережения, карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка, реклама, банки,
финансы, банковские услуги, работники банка, мошенник, сделка, доход, выручка,
прибыль, продажа оптом, услуга, равноценный обмен, бартер.
анализировать информацию и объяснить, как формируется стоимость товара,
почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже;
10

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
рассуждать об умении экономно тратить деньги;
определять необходимые продукты и их цены;
определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;
определять стоимость покупки;
анализировать информацию и делать соответствующие выводы;
объяснять смысл пословиц;
выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;
называть различные виды рекламы;
объяснить значение понятий на доступном для первоклассника уровне;
объяснять, что такое доход, затраты и как получать прибыль;
понимать, почему оптом можно купить дешевле;
выбрать товар для покупки на определённую сумму;
объяснять, что такое бартер;
формулировать правила обмена.
Модуль 4. Естественно-научная грамотность
наблюдать за свойством воды – прозрачность;
определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода с сахаром;
определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;
объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;
использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;
определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;
•
делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
доказать, что внутри шарика находиться воздух, который легче воды;
•
показать, что шарик можно наполнять водой;
объяснить, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды;
рассказать о свойствах шарике плавать на поверхности воды;
• объяснить,
почему шарик не тонет в воде;
делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные
признаки, описывать особенности внешнего вида;
осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного
жизненного опыта;
контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
определять плавучесть металлических предметов;
объяснять, плавучесть предметов зависит от формы;
понимать, что внутри плавучих предметов находиться воздух;
объяснять, почему случаются кораблекрушения;
объяснять, что такое ватерлиния;
определять направление ветра.
объяснять, что такое снег и лёд;
объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрепит;
наблюдать за переходом воды из одного состояние в другое;
наблюдать над формой и строением снежинок;
проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты
опытов;
высказывать предложения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.
объяснять, почему лопается надутый воздушный шарик при воздействии на него
сока из цедры апельсина;
объяснять, почему не тонет кожура апельсина;
11

•

•

•

•
•
•
•
•

•
•
объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине; определять в
каком из апельсинов больше сока;
познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек; проводить несложные
опыты и объяснять полученные результаты.
объяснять, как можно увидеть своё отражение в воде;
определять, в каких
предметах можно увидеть своё отражение;
наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых
металлических предметах;
наблюдать многократность отражения;
наблюдать свойство изучаемых объектов: сравнить свойства соли и песка;
анализировать условия опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с
заменой одного из объектов;
доказать, как с помощью яблочного сока можно рисовать;
доказывать, что существует сила притяжения (закон Ньютона);
2 класс

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

Модуль 1. Читательская грамотность
способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
способность различать тексты различных жанров и типов;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
дополнять предложение словами из текста;
озаглавливать прочитанный текст;
давать характеристику герою;
объяснять значение высказываний, встретившихся в тексте;
отвечать на вопросы из текста цитатами из него;
определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация;
разгадывать ребусы;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Модуль 2. Математическая грамотность
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку;
объяснять графические модели при решении задач;
строить ломаную линию;
анализировать данные столбчатой диаграммы, данные в явном и неявном виде;
12

•
•
•

•
дополнять недостающие на диаграмме данные;
отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме;
решать задачи на практическое деление;

•

Модуль 3. Финансовая грамотность
представление о банковских картах;

13

•

•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
понимание и правильное использование экономических терминов «покупка», «продажа»,
«сделка», «деньги»;
находить у монеты аверс и реверс; объяснять, что такое фальшивые и поврежденные деньги;
знать правила использования поврежденных денег;
находить и показывать средства защиты на российских банкнотах;
Модуль 4. Естественно-научная грамотность
способность осваивать и использовать естественно – научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно – научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
объяснять, что такое «погода», «хорошая погода», «облачность»;
объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
работать с таблицами наблюдений за погодой;
высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;
объяснять, зачем растениям нужен корень;
3 класс

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Модуль 1. Читательская грамотность
определять периоды развития дождевого червя на основе теста;
объяснять, почему дождевые черви – это настояшие сокровища, живущие под землёй;
находить предложение, соответствующее рисунку;
выбирать утверждения, соответствующие тексту;
называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте;
определять, что такое минерал;
называть стройматериалы, содержащие кальций;
определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;
дополнять план текста;
рассказывать о прочитанном произведении;
записывать пословицы о хлебе;
находить ответ на вопрос в тексте;
называть хлебобулочные изделия;
заполнять кластер о происхождении мела;
составлять вопрос по готовому ответу;
соединять части предложений;
давать определение слова;
находить в тексте предложения по заданному условию;
называть вещества, которые используют при изготовлении свечей;
называть правила безопасности при использовании свечей;
объяснять значение словосочетания;
Модуль 2. Математическая грамотность
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
14

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку;
определять дефицитный и профицитный бюджет; выполнять вычисления по таблице;
составлять задачу по предложенному решению;
анализировать данные столбчатой диаграммы;
выполнять чертёж к задаче и записывать её решение;
анализировать график и по данным графика заполнять таблицу;
находить с помощью калькулятора среднее арифметическое;
анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи
на круговой диаграмме;
анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период;
подсчитывать доход семьи от детских пособий;
определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша;
подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею;
под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа;
анализировать данные инфографики;
подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они
составляют;
определять, какие налоги должна платить семья;
подсчитывать ежемесячные обязательные расходы;
объяснять, что такое «скидка в 25 %»;
определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой.
Модуль 3. Финансовая грамотность
понимание и правильное использование экономических терминов «бюджет», «налоги»,
«дефицит», «профицит», «семейный бюджет», «заработная плата», «аванс», «премия»,
«гонорар», «пенсия», «пособие», «выигрыш», «клад», «наследство», «движимое и
недвижимое имущество», «обязательные расходы», «желаемые расходы», «текущие
расходы», «разовые расходы», «коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»,
«экономия семейного бюджета»,
«продовольственные товары», «непродовольственные товары»;
объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются;
понимать, как в семье появляются доходы;
делить расходы на «обязательные» и «желаемые» и «непредвиденные»;
анализировать данные, представленные в виде графика;
приводить примеры различных профессий;
объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы;
называть пособия, которые получают граждане нашей страны;
определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим;
понимать, что выигрыш облегается налогом;
иметь представление о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных
в виде выигрыша;
понимать, как должен поступить человек, нашедший клад;
называть предметы, которые человек может получить в наследство;
определять, к какой группе относятся те или иные расходы;
объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя;
15

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
формулировать простые правила экономии семейного бюджета;
представление о различных банковских услугах;
проведение элементарных финансовых расчётов;
Модуль 4. Естественно-научная грамотность
способность осваивать и использовать естественно – научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно – научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
называть части дождевого червя;
рассказывать, чем питается дождевой червь;
объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли;
наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву;
заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя;
составлять суточное меню с молочными продуктами;
с помощью опыта показывать образование облаков;
объяснять, почему облака увеличиваются в размере;
называть явления природы;
называть виды облаков, определять погоду по облакам;
называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы; описывать внешний вид
ржаного и пшеничного хлеба; определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях;
давать определение слову «дрожжи»;
определять внешние признаки мела; доказывать, что мел не растворяется в воде; называть,
из чего состоит мел; определять состав мела; назвать области применения мела; называть
виды мыла;
исследовать мыло в сухом виде; показывать, что при намокании мыла появляется пена;
исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;
рассказывать о строении свечей; рассказывать о зонах пламени свечи; объяснять, почему
гаснет свеча;
называть виды магнитов; определять опытным путем, какие предметы притягивает магнит;
рассказывать о том, что магнит имеет два полюса; показывать с помощью опыта, что магнит
может намагничивать металлические предметы;
способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания;
4 класс

•
•
•
•
•
•

Модуль 1. Читательская грамотность
определять способ образования сложных слов;
уметь работать с толковым словарём;
составлять план в виде вопросов;
понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для
того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни;
находить информацию в прочитанных текстах;
задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
16

•
•

•
составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей;
определять лексическое значение слова;

17

•

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

совершенствовать навыки определения лексического значения синонимов, их подбора,
выявления их смысловых и стилистических отличий;
учить употреблять синонимы как средство выразительности речи;
расширять словарный запас детей: предметный словарь: душегрейка, рубаха, передник,
сарафан, понева, кичка, коруны, кокошник, сорока, повойник, клобук, малахай, онучи,
лапти, тулуп, кафтан, зипун, землянка, изба, хата, хоромы, курень, сени, половик, сито,
коромысло, гончар;
с помощью рисунка вписывать в текст название старинной одежды;
составлять план, используя слова из текста;
определять по описанию названия головных уборов;
приводить примеры современных головных уборов;
рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами;
называть элементы оформления избы;
называть предметы печной утвари;
работать с толкованием слова;
описывать название предметов;
составлять обобщающий план;
соотносить описание предметов с их рисунками;
записывать ответ на вопрос по его началу;
определять части предмета, называть их;
определять порядок предложений в тексте;
дополнять текст по заданному условию;
называть опорные фразы, с помощью которых моно дать ответ на вопрос;
находить информацию в Интернете;

•
•
•

Модуль 2. Математическая грамотность
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку;
решать задачи на определение стоимости покупки;
решать задачи на определение скорости плавания;
понимать, что такое «смета»;
решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни;
решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни;
уметь работать с таблицами; • определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы
уменьшить стоимость затрат на приготовление торта;
подсчитывать стоимость продуктов для торта;
подсчитывать стоимость продуктов для приготовления блюда по рецепту;
находить площадь и периметр участка и построек на нём; • решать задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость»;
определять стоимость поездки на отдых.
использовать полученные умения и навыки в практической жизни;
находить заданные временные промежутки с помощью календаря;

•

Модуль 3. Финансовая грамотность
понимать значение понятия «потребительская картина»;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

18

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

понимать и правильно использовать финансовых терминов;
представление о семейных расходах и доходах;
проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
иметь представление о различных видах семейных доходов;
иметь представление о различных видах семейных расходов;
иметь представление о способах экономии семейного бюджета;
понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум».
«минимальный размер оплаты труда»;
объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
объяснять, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения;
объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах
нашей страны;
объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для трёх категорий
населения;
объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей
страны;
объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина;
понимать значение и правильно использовать термин «инфляция»;
называть уровни инфляции;
понимать значение инфляции для экономики;
понимать значение и правильно использовать термины «распродажи, скидки, бонусная
программа, программа лояльности, бонусы, кешбек»;
понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения
доходов магазинов и привлечения покупателей;
понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар;
понимать
значение
понятия
«благотворительность»,
«благополучатель»,
«благотворитель», «благотворительный фонд»;
называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи;
называть различные страховые риски;
понимать значение понятия «страхование», «страховые риски»;
называть виды страхования;
иметь представление о видах медицинского страхования;
Модуль 4. Естественно-научная грамотность
использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования
основанных на научных доказательствах выводов;
понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
называть части растения;
объяснять, что значит «многогнездная ягода»;
определять горизонтальный и вертикальный срез;
указывать количество гнезд;
объяснять, что такое пасынок у помидора; объяснять, почему плоды у помидора – ягода;
объяснять, что такое паприка; рассказывать о строение плода перца; определять форму
плода перца;
объяснять, чем плоды картофеля отличаются от плодов томата; объяснять, почему после
нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы; объяснять, почему нужно
сажать разные сорта картофеля; определять срок созревания картофеля;
объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель; называть способы
размножения картофеля; знать разные сорта картофеля; знать способы размножения
картофеля;
19

•
•

называть представителей семейства Паслёновых;
называть благоприятные условия для прорастания семян; определять условия, необходимые
для прорастания семени баклажан;
определять глубину посева семян;
называть части лука; называть этапы выращивания лука; наблюдать за ростом лука и
записывать данные в таблицу; называть виды капусты; называть части капусты;
исследовать капусту в разрезе; рассказывать о размножении капусты;
рассказывать о строении гороха; рассказывать о строении семени гороха; проводить опыт
по проращиванию гороха;
называть виды грибов; рассказывать о плесневых грибах; называть грибыневидимки;
называть грибы-паразиты.

•
•
•
•

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
№
п/п

1.

2.

3.

4

5.

6

Раздел и тема

Колво
часов

Форма
проведения
занятия

1 класс
Модуль 1. Читательская грамотность
Виталий
1
Беседа,
Бианки. Лис и
просмотр
мышонок
мультфильма
Русская
1
Беседа,
народная
просмотр
сказка.
мультфильма
Мороз и заяц
Владимир
1
Беседа,
Сутеев. Живые
просмотр
грибы
мультфильма

Геннадий
1
Цыферов.
Петушок
и
солнышко
Михаил
1
Пляцковский.
Урок дружбы

Грузинская
1
сказка. Лев и заяц

Беседа,
просмотр
мультфильма

ЭОР/ЦОР

https://audioskazkionline.ru/rasskazy/vitalij-bianki/lis-imyshonok

Форма
реализации
воспитательного
потенциала темы

5,6

3,4
https://vk.com/audio2001764211_73764211
https://yandex.ru/video/preview/?text=су
3,4
теев.%20живые%20грибы%20слушать
%20бесплатно%20в%20рутубе&path=
yandex_search&parentreqid=165453972155977511007159045052823705-vla1-3741-vlal7balancer-8080-BAL8406&from_type=vast&filmId=5092418
898684951934
1,2
https://vk.com/video292037500_456239 358

Беседа,
просмотр
https://vk.com/video326761404_456239
мультфильма, 155
игра

Беседа,
просмотр
мультфильма

1,2

2,3
https://vk.com/audio?performer=1&q=%
D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%
D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0%
20%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D1%
8C%D0%BD%D0%B5%D1%80

20

7

Русская народная 1
сказка. Как лиса
училась летать

Беседа,
просмотр
мультфильма,
игра

https://vk.com/audio2001631013_64631013

2,3

8

Евгений Пермяк. 1
Четыре брата

Беседа,
просмотр
мультфильма

https://vk.com/video177979149_456239060

3,7,8

Про курочку Рябу, 1
золотые и простые
яйца
Про козу, козлят и 1.
капусту

Практическое
занятие

https://vk.com/video15074024_456239084

3,8

Про петушка
жерновцы

Практическое
занятие

ль 2. «Математическая грамотность»
9

10

11

12

13

14.

15

16

и 1

Практическое
занятие

3,8
https://vk.com/video384761603_456240 101
3,8
https://vk.com/search?c%5Bper_page%5
D=40&c%5Bq%5D=%D0%BF%D1%80
%D0%BE%20%D0%BA%D0%BF%D0
%B5%D1%82%D1%83%D1%88%D0%
BE%D0%BA%20%D0%B8%20%D0%
B6%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%
BE%D0%B2%D1%86%D1%8B%20%
D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D
0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B
D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B
4%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D
1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D
0%BA%D0%B0&c%5Bsection%5D=au to

Как петушок и 1
курочки делили
бобовые
зёрнышки
Про наливные
1
яблочки

Практическое
занятие

Беседа, отзыв о https://vk.com/audioсказке
2001072773_69072773

3,8

Про Машу и
трёх медведей

Беседа

1.2,5

1

Про
старика, 1
старуху, волка и
лисичку
Про медведя, лису 1
и мишкин мёд

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Модуль 3. Финансовая грамотность
17
За покупками
1
Практическое
занятие
18
Находчивый
1
Практическое
Колобок
занятие
19
День
рождения 1
Практическое
Мухи-Цокотухи
занятие
20
Буратино
и 1
Практическое
карманные деньги
занятие

urok.1sept.ru/articles/683777

1,2,5

https://vk.com/video131524558_160056
087
urok.1sept.ru/articles/605231

1,2

urok.1sept.ru/articles/504919

7,8

urok.1sept.ru/articles/685994

1,4

urok.1sept.ru/articles/685333

1,4

https://vk.com/photo207347830_457239018

5
5

urok.1sept.ru/ключевыеслова/карманныеденьги

21

21
22

Кот
Василий 1
продаёт молоко
Лесной банк
1

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Как мужик и 1
медведь прибыль
делили
24
Как мужик золото 1
Практическое
менял
занятие
Модуль 4. Естественно-научная грамотность
25
Как
Иванушка 1
Практическое
хотел
попить
занятие
водицы
26
Пятачок,
1
Практическое
ВинниПух
и
занятие
воздушный шарик
23

urok.1sept.ru/articles/685994

4,5

https://urok.1sept.ru/articles/692678

8

urok.1sept.ru/articles/572495

urok.1sept.ru/articles/686606

7,8

https://vk.com/audio2001052055_60052055

3

https://vk.com/video27027325_162703483

2,8

27

Про
репку
другие
корнеплоды

и 1

Практическое
занятие

https://vk.com/audio2001792701_8792701

8

28

Плывёт, плывёт 1
кораблик

Практическое
занятие

https://аудиосказкионлайн.рф/media/plyvet-korablik

1,2

29

Про Снегурочку и 1
превращения воды

Беседа,
Практическое
занятие

urok.1sept.ru/articles/564528

4,6

30

Как
делили 1
апельсин.
Владимир
Сутеев Яблоко
Промежуточная
1
аттестация

Практическое
занятие

Крошка Енот и 1
Тот, кто сидит в
пруду
Иванова соль
1

Практическое
занятие

https://vk.com/video173125378_172587 059 4,6

Практическое
занятие

urok.1sept.ru/articles/674696

31

32

33

Всего

urok.1sept.ru/articles/633825
https://stat3.deti-online.com/a/21JLikGQsyZLKNxBmnbjA/1657486800/file
s/skazki/skazki-suteeva/yabloko.mp3

Творческая
работа

4,6

1,2,3,4,6

4,6

33 часа

Форма реализации воспитательного потенциала темы*
1 установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии
информации, активизации их познавательной
деятельности;
2 побуждение обучающихся соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся
к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений, организация их работы с
получаемой на занятии социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
22

3

4

5

6

7

8

использование воспитательных возможностей содержания учебного курса внеурочной
деятельности через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
применение на занятии интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися;
включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия;
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
организация предметных образовательных событий (проведение предметных недель) для
обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности
в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей,
обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными
возможностями;
проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, занятие – деловая
игра, образовательное путешествие, мастер-классы, занятие-исследование, педагогически
мастерские, образовательные квесты и др.) и учебноразвлекательных мероприятий (турнир
Знаний, викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.)

№
п/п

Раздел и тема

Кол-во
часов

Форма
проведения
занятия

ЭОР/ЦОР

1

Беседа,
просмотр
мультфильма

2 класс
https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

беличьи 1

Беседа,
просмотр
мультфильма

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY

1.

М. Пришвин.
Беличья память

2.

Про
запасы

23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

23

Форма реализации
воспитательного
потенциала темы

5,6

3,4

3.

Беличьи деньги

1

Беседа,
просмотр
мультфильма

4

Про белочку и 1
погоду.

Беседа,
просмотр
мультфильма

И. СоколовМикитов.
берлоге.

1

Беседа,
просмотр
мультфильма,
игра

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

1,2

5.

В

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

3,4

1,2
https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

6

Медвежье
потомство.

1

Беседа,
просмотр
мультфильма

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

2,3

7

Повреждённые и 1
фальшивые
деньги.

Беседа,
просмотр
мультфильма,
игра

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

2,3

8

Лесные
сладкоежки.

1

Беседа,
просмотр
мультфильма

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

3,7,8

9

Лев
Толстой. 1
Зайцы.

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

3,8

10

Про зайчат
зайчиху.

и 1.

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

3,8

11

Банковская карта. 1

Практическое
занятие

12

Про Зайчишку и 1
овощи.

Практическое
занятие

3,8
https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP
https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY

24

1,2,5

23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP
13

Н. Сладков.
Весёлая игра.

1

Беседа, отзыв https://vk.com/doc417973583_66358181
о сказке
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

3,8

14.

Лисьи забавы.

1

Беседа

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

1.2,5

15

Безопасность
1
денег
на
банковской карте.

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

1,2

16

Лисьи норы

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

7,8

17

Обыкновенные
кроты.

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

1,4

18

Про крота

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

1,4

19

Про кредиты

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

5

20

Корень – часть 1
растения.

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

5

21

Эдуард
Шим. 1
Тяжкий труд.

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

4,5

25

22

Про ежа.

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

8

23

Про вклады.

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAIP

24

Занимательные
особенности
яблока.

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAI

7,8

25

Полевой хомяк.

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAI

3

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAI

2,8

26
Про
полевого
хомяка.

27

Ловушки
денег

для 1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181 8
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAI

28

Про хомяка и его 1
запасы.

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAI

1,2

29

1

Беседа,
Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAI

4,6

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAI

4,6

Про бобров

30

Бобрыстроители.
Тестовая работа

26

Творческая
работа

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAI

1,2,3,4,6

для 1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAI

4,6

4,6

31

1
Такие
деньги

разные

32

Материал
плотин

33

Позвоночные
животные

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAI

34

Встреча друзей

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358181
8?hash=zWuz2IGs6BoTyRs7DAIEESX
MsxzrCZhRLw6w6XP0vNT&dl=b7NjY
23XztxQzoogY5Ra1q9LPBstSElPwzC4
UO2KAI

Всего

34часа

Раздел и тема

Кол-во
часов

№
п/п

Форма
проведения
занятия

ЭОР/ЦОР
3 класс
https://vk.com/doc417973583_66358183
6?hash=1LE6s67QkmggR6hRBgfSAlUJ
jn07BgxzZCL4lBeKSjX&dl=y0dmajzY
hdtaTAsrTo7gfRg2PZ1sckNKm2TBUz
URKxH

Форма реализации
воспитательного
потенциала темы

1.

Про
дождевого 1
червяка

Беседа

2.

Кальций

1

Беседа,

https://vk.com/doc417973583_66358183
6?hash=1LE6s67QkmggR6hRBgfSAlUJ
jn07BgxzZCL4lBeKSjX&dl=y0dmajzY
hdtaTAsrTo7gfRg2PZ1sckNKm2TBUz
URKxH

3,4

3.

Сколько
облако?

весит 1

Беседа

https://vk.com/doc417973583_66358183
6?hash=1LE6s67QkmggR6hRBgfSAlUJ
jn07BgxzZCL4lBeKSjX&dl=y0dmajzY
hdtaTAsrTo7gfRg2PZ1sckNKm2TBUz
URKxH

3,4

4

Хлеб –
голова

всему 1

Беседа

https://vk.com/doc417973583_66358183
6?hash=1LE6s67QkmggR6hRBgfSAlUJ
jn07BgxzZCL4lBeKSjX&dl=y0dmajzY
hdtaTAsrTo7gfRg2PZ1sckNKm2TBUz
URKxH

1,2

27

5,6

5.

Про мел

1

Беседа

https://vk.com/doc417973583_66358183
6?hash=1LE6s67QkmggR6hRBgfSAlUJ
jn07BgxzZCL4lBeKSjX&dl=y0dmajzY
hdtaTAsrTo7gfRg2PZ1sckNKm2TBUz
URKxH

1,2

6

Про мыло

1

Беседа

https://vk.com/doc417973583_66358183
6?hash=1LE6s67QkmggR6hRBgfSAlUJ
jn07BgxzZCL4lBeKSjX&dl=y0dmajzY
hdtaTAsrTo7gfRg2PZ1sckNKm2TBUz
URKxH

2,3

7

История свечи

1

Беседа

https://vk.com/doc417973583_66358183
6?hash=1LE6s67QkmggR6hRBgfSAlUJ
jn07BgxzZCL4lBeKSjX&dl=y0dmajzY
hdtaTAsrTo7gfRg2PZ1sckNKm2TBUz
URKxH

2,3

8

Магнит

1

Беседа

https://vk.com/doc417973583_66358183
6?hash=1LE6s67QkmggR6hRBgfSAlUJ
jn07BgxzZCL4lBeKSjX&dl=y0dmajzY
hdtaTAsrTo7gfRg2PZ1sckNKm2TBUz
URKxH

3,7,8

9

Дождевые черви

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358183
6?hash=1LE6s67QkmggR6hRBgfSAlUJ
jn07BgxzZCL4lBeKSjX&dl=y0dmajzY
hdtaTAsrTo7gfRg2PZ1sckNKm2TBUz
URKxH

3,8

10

Полезный
кальций

1.

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358183
6?hash=1LE6s67QkmggR6hRBgfSAlUJ
jn07BgxzZCL4lBeKSjX&dl=y0dmajzY
hdtaTAsrTo7gfRg2PZ1sckNKm2TBUz
URKxH

3,8

11

Про облака

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358183
6?hash=1LE6s67QkmggR6hRBgfSAlUJ
jn07BgxzZCL4lBeKSjX&dl=y0dmajzY
hdtaTAsrTo7gfRg2PZ1sckNKm2TBUz
URKxH

3,8

12

Про
хлеб
дрожжи

и 1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358183
6?hash=1LE6s67QkmggR6hRBgfSAlUJ
jn07BgxzZCL4lBeKSjX&dl=y0dmajzY
hdtaTAsrTo7gfRg2PZ1sckNKm2TBUz
URKxH

1,2,5

13

Мел

1

Беседа, отзыв https://vk.com/doc417973583_66358183
о сказке
6?hash=1LE6s67QkmggR6hRBgfSAlUJ
jn07BgxzZCL4lBeKSjX&dl=y0dmajzY
hdtaTAsrTo7gfRg2PZ1sckNKm2TBUz
URKxH

28

3,8

14.

Чем
интересно 1
мыло и как оно
«работает»

Беседа

https://vk.com/doc417973583_66358183
6?hash=1LE6s67QkmggR6hRBgfSAlUJ
jn07BgxzZCL4lBeKSjX&dl=y0dmajzY
hdtaTAsrTo7gfRg2PZ1sckNKm2TBUz
URKxH

1.2,5

15

Про свечи

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358183
6?hash=1LE6s67QkmggR6hRBgfSAlUJ
jn07BgxzZCL4lBeKSjX&dl=y0dmajzY
hdtaTAsrTo7gfRg2PZ1sckNKm2TBUz
URKxH

1,2

16

Волшебный
магнит

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358183
6?hash=1LE6s67QkmggR6hRBgfSAlUJ
jn07BgxzZCL4lBeKSjX&dl=y0dmajzY
hdtaTAsrTo7gfRg2PZ1sckNKm2TBUz
URKxH

7,8

17

Проверь себя

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358183
6?hash=1LE6s67QkmggR6hRBgfSAlUJ
jn07BgxzZCL4lBeKSjX&dl=y0dmajzY
hdtaTAsrTo7gfRg2PZ1sckNKm2TBUz
URKxH

1,4

18

Что
такое 1
«бюджет»?

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358183
6?hash=1LE6s67QkmggR6hRBgfSAlUJ
jn07BgxzZCL4lBeKSjX&dl=y0dmajzY
hdtaTAsrTo7gfRg2PZ1sckNKm2TBUz
URKxH

1,4

19

Семейный
бюджет

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358183
6?hash=1LE6s67QkmggR6hRBgfSAlUJ
jn07BgxzZCL4lBeKSjX&dl=y0dmajzY
hdtaTAsrTo7gfRg2PZ1sckNKm2TBUz
URKxH

5

20

Откуда берутся
деньги? Зарплата
Откуда берутся
деньги? Пенсия и
социальные
пособия
Откуда берутся
деньги?
Наследство,
вклад, выигрыш.
На что тратятся
деньги?
Виды
расходов.
На что тратятся
деньги?
Обязательные
платежи
Как сэкономить
семейные
деньги?

1

Практическое
занятие
Практическое
занятие

5

1

Практическое
занятие

8

1

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

7,8

1

Практическое
занятие

3

21

22

23

24

25

1

4,5

29

26

Расходы
и 1
доходы бюджета.

Практическое
занятие

2,8

27

Планируем
семейный
бюджет
Подсчитываем
семейный доход

1

Практическое
занятие

8

1

Практическое
занятие

1,2

29

Пенсии и пособия 1

Беседа,
Практическое
занятие

4,6

30

Тестовая работа

1

Практическое
занятие

4,6

31

Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы

1

Творческая
работа

1,2,3,4,6

32

Подсчитываем
расходы

1

Практическое
занятие

4,6

33

Расходы
на 1
обязательные
платежи
Проверь себя
1

Практическое
занятие

4,6

Практическое
занятие

1,3

28

34

Всего

№
п/п

34часа

Раздел и тема

Кол-во
часов

Форма
проведения
занятия

1.

Старинная
женская одежда

1

Беседа

2.

Старинные
1
женские головные
уборы.

Беседа,

https://vk.com/doc417973583_66358198
5?hash=O8nHwVeiW3DFlkHbJs6kIKr0
cdA8ZfnxuhRzQhYNRKc&dl=yO2x12
RZLGfIDQ1Of6W32Rwofai9sMIB7SV
hyghTOr8

3,4

3.

Старинная
1
мужская одежда и
головные уборы

Беседа

https://vk.com/doc417973583_66358198
5?hash=O8nHwVeiW3DFlkHbJs6kIKr0
cdA8ZfnxuhRzQhYNRKc&dl=yO2x12
RZLGfIDQ1Of6W32Rwofai9sMIB7SV
hyghTOr8

3,4

ЭОР/ЦОР
4 класс
https://vk.com/doc417973583_66358198
5?hash=O8nHwVeiW3DFlkHbJs6kIKr0
cdA8ZfnxuhRzQhYNRKc&dl=yO2x12
RZLGfIDQ1Of6W32Rwofai9sMIB7SV
hyghTOr8

30

Форма реализации
воспитательного
потенциала темы

5,6

4

Жилище
крестьянской
семьи на Руси

1

Беседа

https://vk.com/doc417973583_66358198
5?hash=O8nHwVeiW3DFlkHbJs6kIKr0
cdA8ZfnxuhRzQhYNRKc&dl=yO2x12
RZLGfIDQ1Of6W32Rwofai9sMIB7SV
hyghTOr8

1,2

5.

Внутреннее
убранство

1

Беседа

https://vk.com/doc417973583_66358198
5?hash=O8nHwVeiW3DFlkHbJs6kIKr0
cdA8ZfnxuhRzQhYNRKc&dl=yO2x12
RZLGfIDQ1Of6W32Rwofai9sMIB7SV
hyghTOr8

1,2

6

Предметы
1
обихода русской
избы

Беседа

https://vk.com/doc417973583_66358198
5?hash=O8nHwVeiW3DFlkHbJs6kIKr0
cdA8ZfnxuhRzQhYNRKc&dl=yO2x12
RZLGfIDQ1Of6W32Rwofai9sMIB7SV
hyghTOr8

2,3

7

История
на Руси

посуды 1

Беседа

https://vk.com/doc417973583_66358198
5?hash=O8nHwVeiW3DFlkHbJs6kIKr0
cdA8ZfnxuhRzQhYNRKc&dl=yO2x12
RZLGfIDQ1Of6W32Rwofai9sMIB7SV
hyghTOr8

2,3

8

Какие
деньги 1
были в России

Беседа

https://vk.com/doc417973583_66358198
5?hash=O8nHwVeiW3DFlkHbJs6kIKr0
cdA8ZfnxuhRzQhYNRKc&dl=yO2x12
RZLGfIDQ1Of6W32Rwofai9sMIB7SV
hyghTOr8

3,7,8

9

Томат

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358198
5?hash=O8nHwVeiW3DFlkHbJs6kIKr0
cdA8ZfnxuhRzQhYNRKc&dl=yO2x12
RZLGfIDQ1Of6W32Rwofai9sMIB7SV
hyghTOr8

3,8

10

Болгарский перец 1.

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358198
5?hash=O8nHwVeiW3DFlkHbJs6kIKr0
cdA8ZfnxuhRzQhYNRKc&dl=yO2x12
RZLGfIDQ1Of6W32Rwofai9sMIB7SV
hyghTOr8

3,8

11

Картофель

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358198
5?hash=O8nHwVeiW3DFlkHbJs6kIKr0
cdA8ZfnxuhRzQhYNRKc&dl=yO2x12
RZLGfIDQ1Of6W32Rwofai9sMIB7SV
hyghTOr8

3,8

12

Баклажан.
Семейство
паслёновых.

1

Практическое
занятие

https://vk.com/doc417973583_66358198
5?hash=O8nHwVeiW3DFlkHbJs6kIKr0
cdA8ZfnxuhRzQhYNRKc&dl=yO2x12
RZLGfIDQ1Of6W32Rwofai9sMIB7SV
hyghTOr8

1,2,5

31

13

Лук

1

Беседа, отзыв https://vk.com/doc417973583_66358198
о сказке
5?hash=O8nHwVeiW3DFlkHbJs6kIKr0
cdA8ZfnxuhRzQhYNRKc&dl=yO2x12
RZLGfIDQ1Of6W32Rwofai9sMIB7SV
hyghTOr8

3,8

14.
15

Капуста
Горох

1
1

1.2,5
1,2

16

Грибы

1

17

Творческая
работа
Потребительская
корзина
Потребительская
корзина
Прожиточный
минимум
Инфляция

1

1

25

Распродажи,
скидки, бонусы
Распродажи,
скидки, бонусы
Благотворительн
ость
Страхование

Беседа
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

26

В бассейне

1

Практическое
занятие

2,8

27

Делаем
Проект

ремонт. 1

Практическое
занятие

8

28

Делаем ремонт

1

Практическое
занятие

1,2

29

Праздничный
торт

1

Беседа,
Практическое
занятие

4,6

30

Обустраиваем
участок

1

Практическое
занятие

4,6

31

Поход в кино

1

Творческая
работа

1,2,3,4,6

32

Поход в кино

1

Практическое
занятие

4,6

33

Отправляемся
путешествие

в 1

Практическое
занятие

4,6

34

Составляем
словарик
финансовой
грамотности

1

Практическое
занятие

1,3

18
19
20
21
22
23
24

по

1
1
1
1

1
1
1

7,8
1,4
1,4
5
5
4,5
8

7,8
3

32

Всего

34часа

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».