Рабочая программа учебного курса «Законы русской орфографии» для обучающихся 7 классов

1

Пояснительная записка
Актуальность введения в школе курса "Законы русской орфографии" определяется, с одной
стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой
стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс
предназначен для обучающихся 7 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). В основе
курса использованы «Правила русской орфографии и пунктуации».
Рабочая программа факультатива по русскому языку в 7 классе составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и
программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов.
Данный факультатив – это своеобразный учебный курс, в обобщённом виде включающий в
себя всё, чему обучающиеся научились на уроках русского языка в 6 классе и чему научатся в
7 классе.
Цели и задачи
Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической
грамотности обучающихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это
предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.
Курс "Законы русской орфографии" имеет познавательно-практическую направленность
и преследует решение следующих основных задач:
 закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексикосинтаксических,
словообразовательно-грамматических
написаниях
(условия
написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
 продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
 развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей
(орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический,
фонетический,
традиционный,
лексико-синтаксический,
словообразовательнограмматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют
определенным этапам усвоения языкового материала.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая
программа
Рабочие программы разработаны на основании федерального компонента Государственного
образовательного стандарта (2004), программы общеобразовательных учреждений по
русскому языку (5-9 классы) под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.
Шанского (Москва: Просвещение, 2010).
Уровень программы базовый.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также
преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа
предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится
повторению. В начале и в конце выделяются специальные часы на повторение основных
лингвистических понятий. Кроме того, планируется систематическое повторение.
Объем учебной нагрузки распределен:
7 класс: 34 часа (1 час в неделю)
2

Формы организации учебного процесса:
1. уровневая дифференциация;
2. проблемное обучение;
3. информационно-коммуникационные технологии;
4. здоровьесберегающие технологии.
Содержание программы факультативного курса
"Законы русской орфографии"(34 часа)
1.Фонетика и орфоэпия (2 ч.)
Фонетика. Фонетический разбор.
Нормы ударения и произношения.
2.Орфография. Повторение (12 ч.)
Правописание безударных гласных. Корни с чередованием. Правописание приставок.
Не с существительными, прилагательными, глаголами.
Не и ни в местоимениях.
Гласные о и е после шипящих в разных частях речи.
Правописание суффиксов существительных.
Н и НН в суффиксах прилагательных.
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Правописание числительных.
Личные окончания глаголов.
Наклонения глаголов.
3. Причастие (5 ч.)
Склонение причастий.
Написание действительных причастий.
Написание страдательных причастий.
Н и НН в суффиксах причастий.
Не с причастиями.
4. Деепричастие (2 ч.)
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Не с деепричастиями.
5. Наречие (9 ч.)
Степени сравнения наречий.
Не с наречиями на –о и –е.
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.
Н и НН в наречиях на –о и –е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
Буквы о и а на конце наречий.
Дефис в наречиях.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.
Слова категории состояния.
6. Служебные части речи (4 ч.)
Предлог. Союз. Частица. Междометие.

3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов, тем

1.

Фонетика.
Фонетический
разбор.

2.

Нормы ударения и
произношения

Оборудование

Вводимые
понятия

Кол-во
часов

Фонетика и орфоэпия 2ч.
карточки
Фонетика. Звуки.

1

карточки

1

Ударение

3.

Правописание
безударных гласных

Орфография. Повторение 12ч.
Дидактический Безударные
материал
гласные

4.

Корни с
чередованием

Тесты.
Карточки

5.

Правописание
приставок

Дидактический Приставки расматериал
раз-, пре- и при-

1

6.

Не с
существительными,
прилагательными,
глаголами.

Тесты.
Карточки

Написание не с
разными частями
речи

1

7.

Не и ни в
местоимениях

Карточки

Написание не и
ни в
местоимениях

1

8.

Гласные о и е после
шипящих в разных
частях речи

Тесты.
Карточки

Написание
гласных о и е
после шипящих в
разных частях
речи

1

9.

Правописание
суффиксов
существительных

Карточки

Правописание
суффиксов
существительных

1

10. Н и НН в суффиксах
прилагательных.

Карточки.
Тесты

Правила
написания Н и
НН в суффиксах
прилагательных

1

11. Дефисное и слитное
написание сложных

Тесты.
Дефисное и
Дидактический слитное

Корни с
чередованием

4

1

1

1

ДАТА
План.
Факт.

прилагательных

материал

написание
сложных
прилагательных

12. Правописание
числительных

Карточки

Правописание
числительных

1

13. Личные окончания
глаголов

карточки

Личные
окончания
глаголов

1

Наклонения
глаголов

1

14. Наклонения глаголов Тексты

Причастие 5ч.
Склонение
причастий

15. Склонение
причастий

Тексты

16. Написание
действительных
причастий

Дидактический Написание
материал
гласных в
суффиксах
действительных
причастий

1

17. Написание
страдательных
причастий

Дидактический Написание
материал
гласных в
суффиксах
страдательных
причастий

1

18. Н и НН в суффиксах
причастий

Тексты

Написание Н и
НН в суффиксах
причастий

1

19. Не с причастиями

Карточки

Написание не с
причастиями

1

20. Деепричастный
оборот. Запятые при
деепричастном
обороте

Деепричастие 2ч.
Тексты
Деепричастный
оборот

21. Не с деепричастиями Карточки

22. Степени сравнения

Карточки

Написание не с
деепричастиями
Наречие 9 ч.
Степени
сравнения
5

1

1

1

1

наречий

наречий

23. Не с наречиями на –
о и -е

Тесты.

Написание не с
наречиями

1

24. Буквы е и и в
приставках не- и ниотрицательных
наречий
25. Н и НН в наречиях
на –о и -е

Тесты.
Карточки

Написание е и и
в приставках неи ни-

1

Тесты.
Карточки

Н и НН в
наречиях

1

26. Буквы о и е после
шипящих на конце
наречий

Тесты.
Карточки

Написание букв
о и е после
шипящих

1

27. Буквы о и а на конце
наречий

Тесты.

Написание букв
о и а на конце
наречий

1

28. Дефис в наречиях

Тесты.
Карточки

Дефис в
наречиях

1

29. Слитное и
раздельное
написание приставок
в наречиях.

Тесты.
Карточки

Написание
приставок в
наречиях

1

30. Слова категории
состояния

Тексты

Категория
состояния

1

31. Предлог

Служебные части речи 4ч.
Тексты.
Производные и
Карточки
непроизводные
предлоги

1

32. Союз

Тексты

Сочинительные и
подчинительные
союзы

1

33. Частица

Тексты

Разряды частиц

1

34. Междометие

Тексты

Дефис в
междометиях

1

6

Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения факультативного курса обучающиеся должны
знать:
 правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических,
словообразовательно-грамматических написаний;
 условия, от которых зависит написание;
 норму, действующую при данных условиях;
 последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
 приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
 правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и
традиционным принципами написания;
 правильно писать сложные слова;
 правильно писать не с разными частями речи;
 правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен
существительных;
 правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных;
 правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
 правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных
прилагательных;
 правильно писать слова с орфограммами в приставках и суффиксах наречий;
 отличать служебные части речи.

Учебно-методическое обеспечение программы
1.Русский язык: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,
Л.А.Тростенцова и др.-25-е изд.-М.: Просвещение, 2010.
2.Тесты по русскому языку:7 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык 7 класс»/И.В.
Текучева.
3.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс.
4.Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс.
5.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 6 класс Русский язык.
Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.
6.Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 класс Русский язык.
Основная школа. /В.И. Капинос, М.Н. Махонина, Л.Н. Пучкова.
7.Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 7 класс; Творческий центр «Сфера», Москва,
2012г./А.Б.Малюшкин.

Список литературы
1.Газова Е.Ю. и др. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 5-9
классах (основы культуры речи, развитие связной речи).- Волгоград: Учитель, 2003.
2.Новикова Л.И., Грибанская Е.Э. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 6
класс.-М.: Издательство «Экзамен»,2005.
7

3.Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку: 7 кл.: к учебнику М.Т.
Баранова и др. «Русский язык. 7 класс».-М.: Экзамен,2008.
4. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 7 класс; Творческий центр «Сфера», Москва,
2012г./А.Б.Малюшкин.
6.Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах.- СПб.: Издательский
Дом «Литера», 2006.
7. Электронные образовательные ресурсы (в том числе Internet-ресурсы):
http://school-collection.edu.ru – Единая Национальная Коллекция цифровых образовательных
ресурсов
http://abc.edu-net.khb.ru – краевой образовательный портал «Пайдейя»
http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm – сайт «Образовательные ресурсы и Интернет»
http://www.5ballov.ru – сайт «5 баллов.ру»
http://slovesnik-oka.narod.ru/index.htm сайт «Словесник»
http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция ЦОР
http://www.gramota.ru/ Грамота.ру
http://likbez.spb.ru/ портал «Тесты по русскому языку»
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm портал «Основные правила грамматики русского языка»

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».