Рабочая программа учебного курса «Практикум по биологии» для обучающихся 10 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №2 им. А.Г. Малышкина р.п. Мокшан Пензенской
области
МБОУ СОШ №2 им. А. Г. Малышкина р.п. Мокшан

РАССМОТРЕНА
на заседании
педагогического совета
МБОУ СОШ №2
им.А.Г.Малышкина
р.п.Мокшан
Протокол № 1 от
«28» августа 2023 г

СОГЛАСОВАНА
МО учителей
биологии и химии
Протокол № 1 от
«28 » августа 2023 г.
Руководитель МО
Вершинина Т.А.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ
№ 2 им. А.Г.Малышкина
р.п.Мокшан
Богомазов А.И
Приказ № 23-О
от «30» 08. 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Решение задач повышенной сложности по
биологии»
для среднего общего образования
срок усвоения программы: 2 года (10-11 классы)

Составитель:
учитель биологии
Дудченко Е.В..

Мокшан 2023 г

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Решение задач повышенной
сложности по биологии» на уровне среднего общего образования составлена на
основе:
•
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ;
•
Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и
статьи 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской
Федерации»;
•
ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом
Минпросвещения РФ от31.05.2021 № 287,(зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный N 64101), с
изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18 июля 2022 г. N 568 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 17 августа 2022 г., регистрационный N 69675)
- Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее
- ФОП ООО) разработанной в соответствии с Порядком разработки и
утверждения
федеральных
основных
общеобразовательных
программ,
утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
16 ноября 2022 г. N 993 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 22 декабря 2022 г., регистрационный N 71764).
•
приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее
– ФОП ООО);
•
Федеральной рабочей программы основного общего образования по
предмету;
•
Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 2 им. А.Г. Малышкина
р.п.Мокшан.
•
Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115«Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
•
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
•
СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от
28.01.2021 № 2
•
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей,
курсов внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 2 им. А.Г. Малышкина
р.п.Мокшан.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В системе естественнонаучного образования биология как учебный предмет
занимает важное место в формировании: научной картины мира;
функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков
здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни;
экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку;
собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой
из разных источников. Изучение биологии создаёт условия для формирования у
обучающихся
интеллектуальных,
гражданских,
коммуникационных
и
информационных компетенций
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Цели курса: систематизация и углубление знаний учащихся по разделам курса
биологии путем выполнения лабораторных и практических работ, решения
разнообразных заданий и биологических задач различного уровня сложности,
формирование функциональной грамотности обучающихся.
Задачи:
•
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в
процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по биологии с
использованием различных источников информации;
•
закрепить навыки использования
приобретенных компетенций в
практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта
деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит
биология как учебный предмет.
•
Продолжить освоение приемов действий в нестандартных ситуациях,
овладение эвристическими методами решения проблем;

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану для 10-11-х классов МБОУ СОШ № 2 им. А.Г.
Малышкина р.п.Мокшан
учебный курс «Решение задач повышенной
сложности по биологии» является предметом части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Программа учебного курса «Решение задач повышенной сложности по
биологии» изучается в объёме 1 час в неделю в течение учебного года с 10 по 11
класс. Всего на освоение программы отводится 68 часов (1 час в неделю, 34
учебных недели).
•

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Решение задач повышенной
сложности по биологии» 10 класс
Раздел 1. Решение задач по молекулярной биологии (4 часа)
1.1.Биополимеры. Белки и нуклеиновые кислоты – биополимеры. Составные
элементы белков и нуклеиновых кислот. Аминокислоты. Нуклеотиды. Виды
нуклеиновых кислот. Отличие молекул ДНК от РНК. Комплементарность.
Репликация ДНК. Правило Чаргаффа.
Практические и лабораторные работы
П.Р.№ 1 « Вычисление молекулярной массы белка, определение числа
аминокислот образующих белок».
П.Р.№2 «Определение % содержания нуклеотидов фрагмента ДНК, числа
водородных связей, длины и массы фрагментов цепочки ДНК».
Раздел 2. Решение задач по цитологии ( 16 часов)
2.1. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке, его этапы, аэробные и
анаэробные организмы. Гликолиз. Клеточное дыхание. АТФ - нуклеотид,
выполняющий роль аккумулятора энергии. Цикл Кребса. Биосинтез углеводов
.Фотосинтез. Особенности протекания биохимических реакций в световую и
темновую фазы фотосинтеза..Цикл Кальвина. Основные пигменты листа.
Способы разделения пигментов.
2.2. Реакции матричного синтеза. Код ДНК, свойства генетического кода.
Пластический обмен. Понятие о транскрипции, трансляции. Триплет или кодон
ДНК. Антикодон т-РНК.
2.3. Жизненный цикл клеток, его периоды. Интерфаза - важнейший этап жизни
клеток. Митоз, фазы митоза. Хромосомный набор половых и соматических
клеток. Гаметогенез. Мейоз. Биологическое значение мейоза. Спорофит.
Гаметофит. Жизненные циклы со сменой поколений.
Практические и лабораторные работы
П.Р.№3 «Определение нуклеотидной последовательности и-РНК, числа и
последовательности аминокислот во фрагменте молекулы белка».
П.Р. № 4 « Определение нуклеотидной последовательности т-РНК».
П.Р.№5 « Определение последовательности расположения аминокислот
отдельных белков по фрагменту ДНК».
П.Р. № 6«Расчетные задачи по определению количества нуклеотидов и триплетов
в ДНК или РНК».
П.Р.№7«Определение антикодонов т-РНК, фрагмента молекулы ДНК и
последовательности аминокислот, закодированных в этом фрагменте».
П.Р.№8 «Определение количества АТФ, синтезированного на разных этапах
энергетического обмена при расщеплении разного количества углеводов».

П.Р.№ 9«Определение количество хромосом и ДНК в клетке во время разных фаз
жизненного цикла голосеменных растений».
П.Р.№10 «Определение количество хромосом и ДНК в клетке во время разных
фаз жизненного цикла водорослей, мхов, папоротников».
П.Р.№11 «Определение количество хромосом и ДНК в клетке во время разных
фаз митоза и мейоза.»
П.Р. №12 «Определение количество хромосом и ДНК в клетке во время разных
фаз жизненного цикла покрытосеменных растений».
П.Р. №13 «Разделение пигментов листа методом хроматографии».
П.Р. №14Работа с рисунками по определению органоидов клетки,
хромосомного набора клеток спорофита и гаметофита водорослей,
мхов, папоротников, голосеменных и цветковых растений.
Раздел.3. Решение задач по генетике (14часов)
3.1. Решение задач по генетике Основные генетические понятия и символы.
Оформление генетических задач. Законы Г. Менделя. Полное и неполное
доминирование.
Анализирующее скрещивание. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное
сцепление генов. Кроссинговер. Генетические карты хромосом. Генетическое
определение пола. Наследование признаков сцепленных с полом. Голандрический
тип наследования признаков. Псевдоаутосомное наследование.
Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья.
Генетические болезни. Родословная семьи. Наследование групп крови
Практические работы по решению задач:
П.Р.№9 «Решение задач на ди-, полигибридное скрещивание.
П.Р.№10 «Решение задач на
анализирующее скрещивание, неполное
доминирование».
П.Р.№11 « Решение задач на сцепленное с полом наследование и кроссинговер».
П.Р.№12«Решение задач на псевдоаутосомное наследование».
П.Р.№ 13 «Решение задач на определение группы крови и резус-фактора,
вероятность наследования и проявления генетических заболеваний»
П.Р №14 «Составление родословной семьи».
П.Р.№15
«Решение
комбинированных
задач».
Выполнение тестовой работы.
11 класс
Раздел 1. Развитие эволюционных представлений.
1.1 Доказательства эволюции (6 часов)
Истоки дарвинизма. Первое эволюционное учение. Предпосылки возникновения
и основные положения теории Ч. Дарвина. Искусственный отбор. Ч. Дарвин о
движущих силах эволюции видов. Палеонтологические, сравнительно –
анатомические, доказательства эволюции.

Биогеографические и эмбриологические доказательства эволюции.
Практические и лабораторные работы
ПР №1. «Сравнительная характеристика пород (сортов)»
ПР №2. «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»
ЛР № 1. «Сравнительно-анатомическая характеристика аналогичных органов»
Раздел 2. Механизмы эволюционного процесса (7 часов)
2.1 Механизмы эволюционного процесса. Вид, его критерии. Популяционная
структура вида. Элементарные факторы эволюции. Мутационный процесс.
Естественный отбор – направляющий элементарный фактор эволюции.
Возникновение приспособлений – результат действия естественного отбора.
Образование вида – результат микроэволюции. Макроэволюция. Основные
направления эволюционного процесса. Пути достижения биологического
прогресса
Практические и лабораторные работы
Решение экологических задач по теме «Вид. Популяция»
ЛР №2. «Выявление изменчивости у особей одного вида»
ПР №3. «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего
отбора» ПР №4. «Выявление форм приспособленности у организмов к
среде обитания»
ПР №5. «Сравнение процессов экологического и географического
видообразования»
ПР №6. «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции»
ПР №7. «Выявление ароморфозов у растений и животных»
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (4 часа)
3.1.Развитие представлений о возникновении жизни. Появление первых живых
организмов. Развитие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие
жизни в кайнозое. Доказательства происхождения человек от животных.
Эволюция человека. Современный этап антропогенеза
Практические и лабораторные работы
ПР №8 «Выявление ароморфозов архейской и протерозойской эры»
П.Р.№9 «Выявление ароморфозов палеозойской эры»
ПР № 9 «Выявление ароморфозов мезозойской эры»
ПР №10 «Выявление ароморфозов кайнозойской
эры»
Раздел 4. Происхождение человека (2 часа)
Доказательства происхождения человека от животных. Эволюция человека.
Современный этап антропогенеза
Практические и лабораторные работы
ПР №11. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

ПР№ 12. «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих
рас»
Раздел 5. Экосистемы (10 часов)
5.1.Среды обитания и факторы среды. Абиотические факторы среды. Биотические
факторы среды. Естественные сообщества живых организмов, их компоненты.
Цепи и сети питания. Экологическая пирамида. Экосистемы и закономерности их
существования. Природные экосистемы. Антропогенные экосистемы. Охрана
природных экосистем
Практические и лабораторные работы
ЛР№3. «Выявление приспособлений у организмов к влиянию различных
экологических факторов»
ЛР№4. «Выявление абиотических и биотических компонентов экосистемы»
Решение экологических задач
ПР№13. «Сравнение процессов первичной и вторичной сукцессии»
Раздел 6. Биосфера (5часов)
Биосфера - живая оболочка планеты. Круговорот веществ в природе. Последствия
антропогенного влияния на биосферу. Итоговое занятие
Практические и лабораторные работы
Решение экологических задач
ПР №14. «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота»
Выполнение тестовой работы

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание
своего
места
в поликультурном мире;
•
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность
и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
•
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
•
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей;
•
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности
•

как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
•
сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
•
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.- готовность и способность обеспечить себе
и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
•
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь; осознанный выбор будущей профессии и
возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
•
сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
•
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.- готовность и способность обеспечить себе
и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
•
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
•
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
•
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
владение основными методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях живых объектов и экосистем;
•
сформированность
умений
объяснять результаты биологических
экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
•
сформированность собственной позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим
проблемам и путям их решения;
•
сформированность
системы
знаний
об
общих
биологических
закономерностях, законах, теориях;
•
сформированность умений исследовать и анализировать биологические
объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и
явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований;
•

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
- установление доверительных отношений между педагогическим работником и
его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;

- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов,
что даст обучающимся
возможность
приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
- организация предметных образовательных событий (проведение предметных
недель) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой
активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности,
раскрытия творческих способностей, обучающихся с разными образовательными
потребностями и индивидуальными возможностями;
- проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок деловая игра, образовательное путешествие, мастер-классы, урок-исследование,
педагогически мастерские, образовательные квесты и др.) и учебноразвлекательных мероприятий (турнир Знаний, викторины, литературная
композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.)

V. Тематическое планирование.
№

Наименования
разделов и тем
программы

10 класс

Количество часов

Всего

КР

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Приобретаемый опыт
осуществления
социальнозначимых
дел*

ПР

10 класс
Раздел 1. Решение задач по молекулярной биологии
Биополимеры.

2

1

1.1
1.2 Решение задач.

2

1

Итого по теме

4

2

Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru/
Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru/

1.2.3.4.5
1.2.3.4.5

Раздел 2. Решение задач по цитологии
2.1 Метаболизм.

5

4

Реакции
матричного
синтеза
цикл
2.3 Жизненный
клеток, его периоды
Итого по теме

5

3

6

5

16

12

2.2

Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru/
Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru/

4.5.6

Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru/

4.5.6

4.5.6

Раздел.3. Решение задач по
генетике
3.1 Решение задач по
14
генетике
Итого по теме
14
Всего за год

34

1

7

1

21

1

21

Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru/

4.5.6

№

Наименования разделов и тем
программы

Количество
часов

Всего

КР

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Приобретаемый опыт
осуществления
социальнозначимых
дел*

ПР

Раздел 1. Развитие эволюционных представлений.
1.1 Доказательства эволюции

6

4

Итого по теме
6
Раздел 2. Механизмы эволюционного процесса

4

2.1 Механизмы эволюционного процесса

7

Итого по теме
7
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле

5

Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru/

4.5.6

Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru/

1.2.3.5.6

Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru/

4.5.6

Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru/

4.5.6

5

3.1 Развитие представлений о возникновении
жизни
Итого по теме
Раздел 4. Происхождение человека

4

4

4

4

4.1 Происхождение человека

2

2

Итого по теме
Раздел 5. Экосистемы

2

2

5.1. Экосистемы

10

1

Итого по теме
Раздел 6. Биосфера
6.1 Биосфера

10

1

5

1

Итого по теме
Всего за год

5
34

1
1

Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru/

2.4.5.6

Библиотека ЦОК
https://myschool.edu.ru/

2.4.5.6

1
17

Целевым приоритетом воспитания детей юношеского возраста является создание благоприятных условий для
приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Это:
1.опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
2. трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
3. опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного
выражения собственной гражданской позиции;
4.опыт природоохранных дел;
5.опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
6. опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной
деятельности;
7. опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных
произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
8. опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
9. опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; 10. опыт
самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. Биология. Базовый и углубленный уровни. 10 класс:
учебник. — М.: Дрофа. (Любое издание с 2019 г.)
Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И., Котелевская Я. В. Биология. Общая биология. Базовый
уровень. 10 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа. (Любое издание с 2019 г.)
Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. Биология. Базовый и углубленный уровни. 11 класс:
учебник. — М.: Дрофа. (Любое издание с 2019 г.)
Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И., Котелевская Я. В. Биология. Общая биология. Базовый
уровень. 11 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа. (Любое издание с 2019 г.)
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Агафонова, И. Б. Биология. 10—11 кл. Программы : учебно-методическое пособие / И. Б.
Агафонова, Н. В. Бабичев, В. И. Сивоглазов. — М. : Дрофа, 2019. — 148 с. — (Российский
учебник). ISBN 978-5-358-23625-7
Сивоглазов В.И. Биология: Общая биология 10 класс. Базовый уровень: учебник/
В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. -М.: Дрофа 2015 -254 с.
Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная
серия.- М: Лист-Нью, 2004 – 1117 Примерная программа среднего (полного) общего
образования по биологии авторов:И.Б.
Агафонова, В.И. Сивоглазова. 20018 г.,
Экология 10-11 классы [Электронный ресурс]: Учебное пособие. / Под ред. А.К.
Ахлебинина, В.И. Сивоглазова.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://kurokam.ru/load/uchebniki_i_uchebnye_posobija/biologija_obshhaja_biologija_bazovyj_u
roven_ehlektronnoe_prilozhenie_10_11_klass_k_uchebniku_sivoglazova_v_i_i_dr_124_2012/1
1-0-2168?ysclid=llp3wkyism142023972
Бесплатные электронные приложения к учебной продукции автора Сивоглазов Владислав
Иванович – серия Линия УМК Н. И. Сонина. Биология (10-11) (Б) – Корпорация
Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана) (rosuchebnik.ru)Биология.
Базовый и углублённый уровни. 10 класс (1sept.ru)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».