МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 им. А.Г. Малышкина р.п. Мокшан Пензенской области МБОУ СОШ №2 им. А. Г. Малышкина р.п. Мокшан РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №2 им.А.Г.Малышкина р.п.Мокшан Протокол № 1 от «28» августа 2023 г СОГЛАСОВАНА МО учителей биологии и химии Протокол № 1 от «28 » августа 2023 г. Руководитель МО Вершинина Т.А. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ № 2 им. А.Г.Малышкина р.п.Мокшан Богомазов А.И Приказ № 23-О от «30» 08. 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Решение задач повышенной сложности по биологии» для среднего общего образования срок усвоения программы: 2 года (10-11 классы) Составитель: учитель биологии Дудченко Е.В.. Мокшан 2023 г I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Решение задач повышенной сложности по биологии» на уровне среднего общего образования составлена на основе: • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; • Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статьи 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»; • ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения РФ от31.05.2021 № 287,(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный N 64101), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. N 568 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 августа 2022 г., регистрационный N 69675) - Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее - ФОП ООО) разработанной в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. N 993 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2022 г., регистрационный N 71764). • приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее – ФОП ООО); • Федеральной рабочей программы основного общего образования по предмету; • Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 2 им. А.Г. Малышкина р.п.Мокшан. • Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; • СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей, курсов внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 2 им. А.Г. Малышкина р.п.Мокшан. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В системе естественнонаучного образования биология как учебный предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Изучение биологии создаёт условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Цели курса: систематизация и углубление знаний учащихся по разделам курса биологии путем выполнения лабораторных и практических работ, решения разнообразных заданий и биологических задач различного уровня сложности, формирование функциональной грамотности обучающихся. Задачи: • развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по биологии с использованием различных источников информации; • закрепить навыки использования приобретенных компетенций в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет. • Продолжить освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану для 10-11-х классов МБОУ СОШ № 2 им. А.Г. Малышкина р.п.Мокшан учебный курс «Решение задач повышенной сложности по биологии» является предметом части, формируемой участниками образовательных отношений. Программа учебного курса «Решение задач повышенной сложности по биологии» изучается в объёме 1 час в неделю в течение учебного года с 10 по 11 класс. Всего на освоение программы отводится 68 часов (1 час в неделю, 34 учебных недели). • II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Решение задач повышенной сложности по биологии» 10 класс Раздел 1. Решение задач по молекулярной биологии (4 часа) 1.1.Биополимеры. Белки и нуклеиновые кислоты – биополимеры. Составные элементы белков и нуклеиновых кислот. Аминокислоты. Нуклеотиды. Виды нуклеиновых кислот. Отличие молекул ДНК от РНК. Комплементарность. Репликация ДНК. Правило Чаргаффа. Практические и лабораторные работы П.Р.№ 1 « Вычисление молекулярной массы белка, определение числа аминокислот образующих белок». П.Р.№2 «Определение % содержания нуклеотидов фрагмента ДНК, числа водородных связей, длины и массы фрагментов цепочки ДНК». Раздел 2. Решение задач по цитологии ( 16 часов) 2.1. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке, его этапы, аэробные и анаэробные организмы. Гликолиз. Клеточное дыхание. АТФ - нуклеотид, выполняющий роль аккумулятора энергии. Цикл Кребса. Биосинтез углеводов .Фотосинтез. Особенности протекания биохимических реакций в световую и темновую фазы фотосинтеза..Цикл Кальвина. Основные пигменты листа. Способы разделения пигментов. 2.2. Реакции матричного синтеза. Код ДНК, свойства генетического кода. Пластический обмен. Понятие о транскрипции, трансляции. Триплет или кодон ДНК. Антикодон т-РНК. 2.3. Жизненный цикл клеток, его периоды. Интерфаза - важнейший этап жизни клеток. Митоз, фазы митоза. Хромосомный набор половых и соматических клеток. Гаметогенез. Мейоз. Биологическое значение мейоза. Спорофит. Гаметофит. Жизненные циклы со сменой поколений. Практические и лабораторные работы П.Р.№3 «Определение нуклеотидной последовательности и-РНК, числа и последовательности аминокислот во фрагменте молекулы белка». П.Р. № 4 « Определение нуклеотидной последовательности т-РНК». П.Р.№5 « Определение последовательности расположения аминокислот отдельных белков по фрагменту ДНК». П.Р. № 6«Расчетные задачи по определению количества нуклеотидов и триплетов в ДНК или РНК». П.Р.№7«Определение антикодонов т-РНК, фрагмента молекулы ДНК и последовательности аминокислот, закодированных в этом фрагменте». П.Р.№8 «Определение количества АТФ, синтезированного на разных этапах энергетического обмена при расщеплении разного количества углеводов». П.Р.№ 9«Определение количество хромосом и ДНК в клетке во время разных фаз жизненного цикла голосеменных растений». П.Р.№10 «Определение количество хромосом и ДНК в клетке во время разных фаз жизненного цикла водорослей, мхов, папоротников». П.Р.№11 «Определение количество хромосом и ДНК в клетке во время разных фаз митоза и мейоза.» П.Р. №12 «Определение количество хромосом и ДНК в клетке во время разных фаз жизненного цикла покрытосеменных растений». П.Р. №13 «Разделение пигментов листа методом хроматографии». П.Р. №14Работа с рисунками по определению органоидов клетки, хромосомного набора клеток спорофита и гаметофита водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и цветковых растений. Раздел.3. Решение задач по генетике (14часов) 3.1. Решение задач по генетике Основные генетические понятия и символы. Оформление генетических задач. Законы Г. Менделя. Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Кроссинговер. Генетические карты хромосом. Генетическое определение пола. Наследование признаков сцепленных с полом. Голандрический тип наследования признаков. Псевдоаутосомное наследование. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Генетические болезни. Родословная семьи. Наследование групп крови Практические работы по решению задач: П.Р.№9 «Решение задач на ди-, полигибридное скрещивание. П.Р.№10 «Решение задач на анализирующее скрещивание, неполное доминирование». П.Р.№11 « Решение задач на сцепленное с полом наследование и кроссинговер». П.Р.№12«Решение задач на псевдоаутосомное наследование». П.Р.№ 13 «Решение задач на определение группы крови и резус-фактора, вероятность наследования и проявления генетических заболеваний» П.Р №14 «Составление родословной семьи». П.Р.№15 «Решение комбинированных задач». Выполнение тестовой работы. 11 класс Раздел 1. Развитие эволюционных представлений. 1.1 Доказательства эволюции (6 часов) Истоки дарвинизма. Первое эволюционное учение. Предпосылки возникновения и основные положения теории Ч. Дарвина. Искусственный отбор. Ч. Дарвин о движущих силах эволюции видов. Палеонтологические, сравнительно – анатомические, доказательства эволюции. Биогеографические и эмбриологические доказательства эволюции. Практические и лабораторные работы ПР №1. «Сравнительная характеристика пород (сортов)» ПР №2. «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора» ЛР № 1. «Сравнительно-анатомическая характеристика аналогичных органов» Раздел 2. Механизмы эволюционного процесса (7 часов) 2.1 Механизмы эволюционного процесса. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Элементарные факторы эволюции. Мутационный процесс. Естественный отбор – направляющий элементарный фактор эволюции. Возникновение приспособлений – результат действия естественного отбора. Образование вида – результат микроэволюции. Макроэволюция. Основные направления эволюционного процесса. Пути достижения биологического прогресса Практические и лабораторные работы Решение экологических задач по теме «Вид. Популяция» ЛР №2. «Выявление изменчивости у особей одного вида» ПР №3. «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора» ПР №4. «Выявление форм приспособленности у организмов к среде обитания» ПР №5. «Сравнение процессов экологического и географического видообразования» ПР №6. «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции» ПР №7. «Выявление ароморфозов у растений и животных» Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (4 часа) 3.1.Развитие представлений о возникновении жизни. Появление первых живых организмов. Развитие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Доказательства происхождения человек от животных. Эволюция человека. Современный этап антропогенеза Практические и лабораторные работы ПР №8 «Выявление ароморфозов архейской и протерозойской эры» П.Р.№9 «Выявление ароморфозов палеозойской эры» ПР № 9 «Выявление ароморфозов мезозойской эры» ПР №10 «Выявление ароморфозов кайнозойской эры» Раздел 4. Происхождение человека (2 часа) Доказательства происхождения человека от животных. Эволюция человека. Современный этап антропогенеза Практические и лабораторные работы ПР №11. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» ПР№ 12. «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас» Раздел 5. Экосистемы (10 часов) 5.1.Среды обитания и факторы среды. Абиотические факторы среды. Биотические факторы среды. Естественные сообщества живых организмов, их компоненты. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида. Экосистемы и закономерности их существования. Природные экосистемы. Антропогенные экосистемы. Охрана природных экосистем Практические и лабораторные работы ЛР№3. «Выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов» ЛР№4. «Выявление абиотических и биотических компонентов экосистемы» Решение экологических задач ПР№13. «Сравнение процессов первичной и вторичной сукцессии» Раздел 6. Биосфера (5часов) Биосфера - живая оболочка планеты. Круговорот веществ в природе. Последствия антропогенного влияния на биосферу. Итоговое занятие Практические и лабораторные работы Решение экологических задач ПР №14. «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота» Выполнение тестовой работы III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей; • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности • как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; • готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем; • сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; • сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения; • сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях; • сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований; • IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА - установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. - организация предметных образовательных событий (проведение предметных недель) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей, обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями; - проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок деловая игра, образовательное путешествие, мастер-классы, урок-исследование, педагогически мастерские, образовательные квесты и др.) и учебноразвлекательных мероприятий (турнир Знаний, викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.) V. Тематическое планирование. № Наименования разделов и тем программы 10 класс Количество часов Всего КР Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Приобретаемый опыт осуществления социальнозначимых дел* ПР 10 класс Раздел 1. Решение задач по молекулярной биологии Биополимеры. 2 1 1.1 1.2 Решение задач. 2 1 Итого по теме 4 2 Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ 1.2.3.4.5 1.2.3.4.5 Раздел 2. Решение задач по цитологии 2.1 Метаболизм. 5 4 Реакции матричного синтеза цикл 2.3 Жизненный клеток, его периоды Итого по теме 5 3 6 5 16 12 2.2 Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ 4.5.6 Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ 4.5.6 4.5.6 Раздел.3. Решение задач по генетике 3.1 Решение задач по 14 генетике Итого по теме 14 Всего за год 34 1 7 1 21 1 21 Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ 4.5.6 № Наименования разделов и тем программы Количество часов Всего КР Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Приобретаемый опыт осуществления социальнозначимых дел* ПР Раздел 1. Развитие эволюционных представлений. 1.1 Доказательства эволюции 6 4 Итого по теме 6 Раздел 2. Механизмы эволюционного процесса 4 2.1 Механизмы эволюционного процесса 7 Итого по теме 7 Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле 5 Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ 4.5.6 Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ 1.2.3.5.6 Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ 4.5.6 Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ 4.5.6 5 3.1 Развитие представлений о возникновении жизни Итого по теме Раздел 4. Происхождение человека 4 4 4 4 4.1 Происхождение человека 2 2 Итого по теме Раздел 5. Экосистемы 2 2 5.1. Экосистемы 10 1 Итого по теме Раздел 6. Биосфера 6.1 Биосфера 10 1 5 1 Итого по теме Всего за год 5 34 1 1 Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ 2.4.5.6 Библиотека ЦОК https://myschool.edu.ru/ 2.4.5.6 1 17 Целевым приоритетом воспитания детей юношеского возраста является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Это: 1.опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; 2. трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; 3. опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; 4.опыт природоохранных дел; 5.опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; 6. опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; 7. опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; 8. опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; 9. опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; 10. опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. Биология. Базовый и углубленный уровни. 10 класс: учебник. — М.: Дрофа. (Любое издание с 2019 г.) Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И., Котелевская Я. В. Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа. (Любое издание с 2019 г.) Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. Биология. Базовый и углубленный уровни. 11 класс: учебник. — М.: Дрофа. (Любое издание с 2019 г.) Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И., Котелевская Я. В. Биология. Общая биология. Базовый уровень. 11 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа. (Любое издание с 2019 г.) МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Агафонова, И. Б. Биология. 10—11 кл. Программы : учебно-методическое пособие / И. Б. Агафонова, Н. В. Бабичев, В. И. Сивоглазов. — М. : Дрофа, 2019. — 148 с. — (Российский учебник). ISBN 978-5-358-23625-7 Сивоглазов В.И. Биология: Общая биология 10 класс. Базовый уровень: учебник/ В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. -М.: Дрофа 2015 -254 с. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия.- М: Лист-Нью, 2004 – 1117 Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии авторов:И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова. 20018 г., Экология 10-11 классы [Электронный ресурс]: Учебное пособие. / Под ред. А.К. Ахлебинина, В.И. Сивоглазова. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://kurokam.ru/load/uchebniki_i_uchebnye_posobija/biologija_obshhaja_biologija_bazovyj_u roven_ehlektronnoe_prilozhenie_10_11_klass_k_uchebniku_sivoglazova_v_i_i_dr_124_2012/1 1-0-2168?ysclid=llp3wkyism142023972 Бесплатные электронные приложения к учебной продукции автора Сивоглазов Владислав Иванович – серия Линия УМК Н. И. Сонина. Биология (10-11) (Б) – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана) (rosuchebnik.ru)Биология. Базовый и углублённый уровни. 10 класс (1sept.ru)